Обновлено в 19:18

Спецоперация начиналась против Украины, но превратилась в войну с коллективным Западом, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью RT. Представитель Кремля отметил, что у Украины нет суверенитета и ей диктуют, что делать.

По мнению Москвы, задача военной операции по демилитаризации Украины «во многом выполнена». Песков объяснил это сокращением запасов собственного оружия у Киева. Страны НАТО поставками оружия делают себя стороной конфликта, что «обязывает Россию» к применению «более решительных мер», заключил он.

Ранее в интервью «Известиям» представитель Кремля заявил, что шансов у зерновой сделки нет. Та ее часть, которая касается требований России, так и не была выполнена.

Означают ли эти слова то, что тактика и цели спецоперации могут вскоре измениться? Business FM обсудила политический фон СВО с политологом Георгием Бовтом:

— Мне кажется, это пока что идет эскалация риторики. Но эта эскалация риторики пока не читается в каких-то действиях, которые бы отличались от тех, которые принимались ранее. Поэтому риторика может меняться по-разному. В принципе постановка вопроса о войне с Западом может подразумевать какие-то действия по усилению мобилизации, а может и не подразумевать, это неизвестно. Просто политические деятели вынуждены реагировать на текущую ситуацию и пытаются менять свою риторику в зависимости от того, как они воспринимают эту ситуацию. Решающие события все равно происходят на поле боя и диктуются логикой военных действий, а не риторикой политической. Конечно, резкие риторические заявления могут носить характер угроз, направленных на то, чтобы призвать противника к сдержанности. Но, как мы видим, пока противник, наоборот, наращивает военные усилия. Так называемый коллективный Запад наращивает военные поставки Украине, причем поставляет все более сложные и дальнобойные системы.

— Что касается делегации африканских стран, с которыми накануне встретился Путин. Она до этого побывала в Киеве, там они, как заявляли власти Украины, подверглись ракетному удару. Украинская столица затем, по сути, сама же эти сообщения и опровергла. По сути, если можно так сказать, делегацию использовали, чтобы показать нужную Киеву картинку боевых действий. А во время визита лидеров африканских стран в Петербург Путин уже показал черновик мирного договора от 2022 года, и Украина вроде бы подтверждала его в Стамбуле, а после отвода российских войск от своих слов отказалась. Здесь можно ли сказать, что этот африканский тур в итоге стал каким-то новым витком в этой истории?

— Может быть, это новый виток в информационной войне. Но с точки зрения миротворчества никакой пользы африканский визит не принес и не мог принести, поскольку африканские страны не обладают никаким ресурсом давления ни на Киев, ни на Москву, который мог бы побудить их к мирным переговорам. Я думаю, что в Москве исходят из того, что самые решающие мирные переговоры все равно могут проходить с Вашингтоном, поскольку именно Вашингтон в представлении российских политиков играет решающую роль в данной ситуации.

— Песков еще говорил о зерновой сделке, о том, что шансов у нее нет. Будет ли после 17 июля продлена зерновая сделка?

— Это зависит от того, какие личные договоренности будут между президентами России и Турциии. Не первый раз Москва уже угрожает не продлять сделку, как минимум два раза это было — что ни за что не продлим, и оба раза продляли. Последний раз это состоялось перед выборами президента в Турции и в качестве определенного подарка Эрдогану. Если с Эрдоганом будет достигнута договоренность о том, что сделка не нужна, или она будет пролонгирована без участия России в каком-то ином виде, то в принципе можно из нее и выйти, наверное. Так или иначе, я думаю, что зерновой экспорт через Черное море продлится и будет при участии Турции и, возможно, даже под охраной турецкого военно-морского флота.

— А без России зерновая сделка работать сможет?

— Да, сможет.

По итогам контрнаступления ВСУ в этом году могут начаться переговоры о прекращении конфликта или он перейдет в стадию заморозки до будущего года, заявил президент Чехии, в недавнем прошлом председатель Военного комитета НАТО Петр Павел.

По его словам, у Украины есть один шанс провести контрнаступление в этом году. Если нынешнее окажется неуспешным, подготовить второе, принципиально другое контрнаступление по объективным причинам они не успеют.