Минцифры хочет затруднить получение доходов блогерам-иноагентам
Глава Минцифры Максут Шадаев предложил замораживать денежные поступления блогерам-иноагентам и запретить российским компаниям покупать у них рекламу. Можно ли это сделать с точки зрения закона и как изменились доходы топовых блогеров-иноагентов за последний год?
Читать на полной версииУ блогеров-иноагентов предложили замораживать денежные поступления. Это может касаться тех из них, кого штрафовали за дискредитацию российских вооруженных сил. Это в кулуарах Петербургского экономического форума заявил журналистам руководитель Министерства цифрового развития Максут Шадаев. В чем суть этого предложения и сколько и как зарабатывают топ-блогеры, объявленные иноагентами?
Как сообщил журналистам в кулуарах ПМЭФ глава Минцифры Максут Шадаев, его ведомство выступило с инициативой о том, чтобы переводить на специальный счет средства, полученные от авторов, которые имеют статус иностранных агентов и которые были оштрафованы за недостоверную информацию о Вооруженных силах РФ. Подобные средства предлагается замораживать в ожидании последующего расследования. Кроме того, министерство хочет запретить российским компаниям размещать рекламу у таких иноагентов. Чисто юридически в предложении министра наблюдается полное смешение юридических норм и противоречие конституции и законам России, считает основатель юридической компании «Ассистент+» Смбат Алиханян:
Смбат Алиханян основатель юридической компании «Ассистент+» «Законопроекта еще нет, и вряд ли его можно в таком виде реализовать. Связать одновременно статус иноагента со штрафом за дискредитацию армии. Это две разные вещи. Невозможно две базы связать друг с другом. С законной точки зрения устанавливать такой критерий невозможно, тем более устанавливать ограничения на использование денежных средств на основании того, что человек был подвергнут административному наказанию. Это в принципе противоречит конституции, законодательству России. Так не будет».
Информации о том, что кого-то из так называемых топ-блогеров, внесенных в список иноагентов, штрафовали «за дискредитацию армии», не существует. Известно только о том, что Екатерина Шульман* однажды была оштрафована на 10 тысяч рублей за то, что она не указала свой иноагентский статус, как того требует закон. И то, что Юрия Дудя* штрафовали по делу о пропаганде наркотиков в интернете и о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений из-за сделанных им интервью. У большинства блогеров-иноагентов доходы за последний год только возросли — несмотря на то что контингент рекламодателей у них значительно поменялся, указывает сооснователь Ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин:
Максим Перлин сооснователь Ассоциации блогеров и агентств «Мы подсчитали и пришли к выводу, что по сравнению с периодом до СВО, как ни странно, доходы большинства иноагентов выросли. С точки зрения типа клиентов круг в некотором роде сузился. Госкомпании, компании с госучастием у иноагентов стараются не покупать, крупные частные компании смотрят на иноагентов с недоверием, но при этом много разного среднего бизнеса, IT-компаний и часть частных крупных компаний приходят к иноагентам, понимая, что есть все-таки определенная аудитория, которая иноагентов читает и смотрит. Эта аудитория более продвинута и более состоятельна, поэтому приходит к иноагентам за рекламой. То есть, условно, Сбербанк, ВТБ побоятся работать с иноагентами, а условный «Яндекс» и Альфа-банк — с удовольствием».
Согласно исследованию Ассоциации блогеров и агентств, в 2022 году шесть из десяти ведущих российских блогеров, имеющих статус иноагентов, значительно увеличили свои рекламные доходы, сообщали «Ведомости». Самой успешной с финансовой точки зрения стала журналистка Екатерина Гордеева*, у которой доходы выросли почти в три раза — до 25,5 млн рублей. Юрий Дудь и кинокритик Антон Долин* практически удвоили свои рекламные заработки — до 139 млн и 13 млн рублей соответственно. В число аутсайдеров попали рэпер Моргенштерн*, который снизил свои доходы на 80%, до примерно 25 млн рублей. И Екатерина Шульман — падение на 29% — до 9 млн. Специалисты считают, что снижение доходов Моргенштерна связано с падением его популярности и тем, что он ассоциируется у рекламодателей с сомнительной темой алкоголя и наркотиков, а для Шульман — с тем, что она не придает большого значения менеджменту своих рекламных интеграций.
* Признаны в России иноагентами