Руслан Еременко, ВТБ: «Мы планируем сохранить темп роста кредитования СМБ до конца года»
По итогам пяти месяцев кредитный портфель ВТБ в сегменте среднего и малого бизнеса превысил 2,2 трлн рублей
Читать на полной версииЧто произошло с малым и средним бизнесом за минувший год? Какие драйверы роста сегодня есть на рынке кредитования? Об этом, а также о запуске объединенной с банком «Открытие» цифровой платформы для обслуживания предпринимателей на полях Петербургского международного экономического форума рассказал руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса, старший вице-президент ВТБ Руслан Еременко.
Насколько средний и малый бизнес среди клиентов ВТБ задействован в импортозамещении?
Руслан Еременко: Сегодня тема импортозамещения, безусловно, — тема номер один. Есть достаточно устойчивое мнение, что это только сельское хозяйство и пищевая промышленность, но это не совсем так. Безусловно, самое главное — это обеспечение продовольственной безопасности. И, конечно же, импортозамещение в отраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности достаточно сильно прослеживается. Но мы проводим сделки в станкостроении, машиностроении, есть несколько проектов по производству, например, кормов для домашних животных. В фармацевтической отрасли — производство действующих веществ. Есть проекты в электронике и приборостроении. Поэтому сегодня импортозамещение получает очень большое развитие, и мы думаем, что этот тренд сохранится на много лет вперед.
Международные расчеты тоже стали сложностью для ВТБ по понятным причинам. Насколько запрос на международные расчеты велик у предприятий среднего и малого бизнеса? Может быть, им даже в чем-то проще, чем крупным, потому что это другой размер? Научился ли ВТБ в новых условиях решать эти задачи по торговым операциям, экспортно-импортным?
Руслан Еременко: Вы знаете, дело здесь даже не в размере компании, потому что средний и малый бизнес работает на тех же рынках и уходит от валют недружественных стран. Мы сегодня видим одной из своих целей — обеспечить трансформацию расчетов клиентов ВТБ в пользу национальных валют. А основной валютой трансграничных расчетов стал российский рубль, доля которого с января по апрель этого года составила 76% в общем объеме трансграничных расчетов.
Какие страны приходятся в первую очередь? Понятно, что страны СНГ.
Руслан Еременко: Да, безусловно. Я именно говорю про страны ближнего зарубежья. В части расчетов с дальним зарубежьем можно смело заявить о «юанизации» нашей экономики.
Кроме Китая, с кем еще происходят расчеты в юанях?
Руслан Еременко: Могут попадаться даже достаточно экзотические партнеры из других стран. Но в основном это, конечно, все-таки Китай. На долю юаня приходится сейчас 70% открываемых счетов в иностранной валюте. А объемы расчетов по итогам первого квартала этого года показали двукратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Помимо расчетов, сегодня юань — это уже и сбережения, то есть мы открываем депозиты в юанях, и с момента запуска наших предложений, с сентября прошлого года, объем размещенных средств достиг уже 1 млрд юаней. К концу года мы ожидаем удвоения этого показателя. Помимо юаня происходит расширение перечня мягких валют дружественных стран, которые доступны клиентам среднего и малого бизнеса ВТБ, — это тоже одно из приоритетных наших направлений. 30 иностранных валют, в том числе большинство национальных валют дружественных стран. Это казахстанский тенге, безусловно, белорусский рубль, азербайджанский манат, дирхам Эмиратов, индийская рупия, вьетнамский донг и другие.
Как известно, банк «Открытие» интегрировали в состав ВТБ. Как изменились для клиентов среднего и малого бизнеса банка «Открытие» условия при переходе в ВТБ?
Руслан Еременко: Сейчас мы практически подошли к формированию дорожной карты интеграции банка «Открытие» в банк ВТБ. Это один из ключевых проектов сегодня группы ВТБ. В ходе интеграции мы принимаем все необходимые решения для обеспечения эффективной работы группы, безусловно. И сегодня анонсируем, что с 1 июля в рамках процессов интеграции банка «Открытие» в группу ВТБ мы запускаем новый цифровой сервис для обслуживания клиентов среднего и малого бизнеса. Эта цифровая платформа будет доступна как действующим клиентам ВТБ, так и клиентам среднего и малого бизнеса банка «Открытие». В чем основная суть? Все клиенты уже объединенной группы ВТБ смогут пользоваться всеми привычными сервисами в удобном им формате — в интернет-банке, в мобильном приложении. Кроме того, клиентам станут доступны дополнительные специальные продуктовые предложения, которые есть в банке ВТБ. Это расширенная пакетная линейка, выгодные условия обслуживания. Что важно, нами реализован полностью цифровой путь. Таким образом, клиент получит бесшовную возможность и предложение по переходу на новую платформу в своей дистанционной системе банковского обслуживания.
В целом, если про итоги говорить по среднему и малому бизнесу за этот год в плане кредитования, в плане расчетов, какие тенденции?
Руслан Еременко: Прежде всего я бы хотел отметить, что тенденции позитивные. Если взять вторую половину прошлого года, то рынок заметно оживился. Реальное замедление спада производства, появились у наших клиентов альтернативные поставщики, заказчики, произошла, конечно, перенастройка логистических цепочек. В нашем банке в прошлом году рост числа активных клиентов в сегменте среднего, малого бизнеса составил 15%. Это очень серьезный показатель. А всего за период нашей стратегии цикл, который как раз закончился в конце прошлого года, мы удвоили свою клиентскую базу, и сегодня в нашей базе 1 млн активных клиентов. Это достаточно весомый показатель по рынку, поэтому мы позитивно смотрим в целом на развитие этого сегмента. Кредитование активно развивается, я часто слышу мнение, что оно не так востребовано сегодня, но это не так. И, помимо оборотного стандартного кредитования, у нас очень много заявок на инвестпроекты. Мы говорили про импортозамещение, оно, безусловно, происходит, но это и другие проекты, которые клиенты связывают с развитием своего бизнеса. Кредитный портфель увеличился на 12%, 2,2 трлн рублей — сегодня наш портфель в сегменте СМБ, и до конца года мы точно планируем сохранить этот темп роста. Если говорить про средства клиентов, то и пассивы составляют примерно такую же цифру — 2,6 трлн рублей. Это говорит о том, что сегмент живет достаточно устойчиво, и сегодня мы самодостаточны в среднем и малом бизнесе для того, чтобы с ними работать на рынке.