На Петербургском международном экономическом форуме в выездной студии Business FM главный редактор радиостанции Илья Копелевич побеседовал с заместителем президента — председателем правления ВТБ Анатолием Печатниковым. Разговор зашел в том числе о том, что после ухода западных платежных систем из России «Мир» полностью обеспечил обслуживание всех платежей и переводов. При этом начал активно реализовывать социально ориентированную тарифную политику.

Анатолий Печатников, заместитель президента — председателя правления ВТБ, руководитель блока розницы. Одна из новаций последних месяцев — это трансграничные переводы, которые ВТБ начинает осуществлять в интересах частных лиц, малого бизнеса с теми юрисдикциями, с которыми у ВТБ существуют отношения за рамками SWIFT. Расскажите подробнее, какие это страны, как это работает.
Анатолий Печатников: Для внешней торговли сейчас основное значение представляют платежи корпоративных клиентов, и там пока много сложностей для того, чтобы поддержать импорт, экспорт и ту внешнюю торговлю, которую мы сейчас реализуем. Второе по значимости направление — это обеспечение как приезжающих сюда иностранных граждан из дружественных государств возможностью платить здесь за товары и услуги, и вторая большая тема — как поддержать безналичными расчетами наших граждан, которые едут за рубеж в отпуск, в командировки. Это две очень большие темы по емкости и по востребованности. То, что спросили, — это небольшой кусочек международных расчетов, который нужен для комплексного обслуживания наших клиентов, наших граждан, но он абсолютно не доминирующий.
Но это же все взаимосвязано. Я имел в виду все вместе.
Анатолий Печатников: Да, взаимосвязано. Вы верно все говорите, что надо начинать с платежей между гражданами, и здесь действительно очень большой прогресс.
Не между гражданами, а зачастую между счетами. Потому что если ты можешь перевести себе деньги на связанный с ВТБ партнерский счет, то ты туда приезжаешь и можешь взять эти деньги. Сейчас с покупкой даже наличной валюты есть масса дополнительных издержек, сложностей и так далее.
Анатолий Печатников: Да, но все равно, в чем правда? Начинаем с платежей между счетами, а потом приходим к платежам картой «Мир» или QR-платежам. Это следующий этап развития международных отношений именно для граждан. И у нас действительно большой прогресс по организации платежей между счетами граждан с дружественными странами, сегодня мы осуществляем такие платежи в 11 стран и принимаем платежи на счета из 11 стран.
Армения, Средняя Азия, Индия?
Анатолий Печатников: Да, это все бывшие страны СНГ. Ближайшие новые две страны, мы до конца 2025 года хотим их уже иметь, — это Индия и Турция. И это непросто, кстати говоря. Тут еще один вектор развития, что со счета на счет эта технология работает по свободным реквизитам, по крайней мере в 11 стран, сейчас заработает еще в Индию, Турцию. Но все равно наши граждане, в России финтех так развит, что им неудобно вбивать платежку, вернитесь на пять лет назад, ощутите все неудобства. Поэтому кроме роста масштаба и доступности счетов иностранных государств для осуществления платежей важна еще и технология.
Понятно, что мы отключены от SWIFT, поэтому привычные схемы перевода денег отпали. А технологически чем вы пользуетесь вместо SWIFT?
Анатолий Печатников: Во-первых, мы же унаследовали в свое время всю загрансеть банка еще СССР — Внешторгбанка. Поэтому у нас работает филиал в Индии, филиал в Китае не прекращал свою работу. Это наши филиалы, которые позволяют осуществлять платежи на счета как раз банков этих стран. Плюс много банков в стране иностранных «дочек», у турок несколько банков здесь, у Китая тоже два или три здесь банка. Эта вся дружественная инфраструктура позволяет нам осуществлять платежи. Про модернизацию технологий платежей: конечно, важно не просто обеспечить счет — счет, но поставить по номеру телефона, поставить по номеру карты местной платежной системы и в дальнейшем поставить по QR. Потому что это привычнее российскому потребителю, это удобнее, и это большой прогресс сейчас, что мы подключаем номерную емкость сотовых операторов, по крайней мере стран СНГ, и такие платежи становятся возможными. Поэтому развитие идет не только вширь, но и в качество опыта. По объемам: за первые пять месяцев наши клиенты осуществили больше 100 тысяч платежей, это в три раза больше, чем в 2022 году.
ВТБ предпринимал попытку использовать Telegram для осуществления тех операций, особенно для владельцев iPhone это могло бы быть актуальным, потому что приложения на iPhone вообще не ставятся. Потом регулятор это все запретил. Дальше что-то будете в эту сторону делать?
Анатолий Печатников: Мы идем в мессенджер, мы идем на все площадки, где присутствуют наши клиенты. В качестве примера — мы запустили банк в VK, мы собрали там уже аудиторию где-то 100 тысяч, хотя он работает месяц всего. Я думаю, что и все пользователи этого приложения VK, которые являются нашими клиентами, в скором времени освоят этот сервис. Это удобно, потому что вы получаете банковскую услугу там, где вы общаетесь со своими друзьями, где вы читаете новости, вы сразу можете делать легкие короткие платежи. Что нужно быстро? Я не знаю, другу что-то перевести, за кофе перевести, еще что-то, сегодня вы это можете сделать не выходя из «ВКонтакте». Платите по СБП.
Из VK это ведет в СБП. То есть достаточно самому там войти, а контрагент может быть и не подключен, не иметь VK.
Анатолий Печатников: VK поднимает наш стандартный сервис цифрового банка, но, правда, с ограниченной функциональностью. Самые востребованные операции, которые нужны клиенту, — посмотреть остаток по карте, сделать перевод по СБП, оплатить штрафы ГИБДД. Это мы поднимаем все тут же, в онлайне, и это полная функциональность нашего цифрового банка, она доступна клиентам VK. Но там нельзя взять кредит, сделать депозит, но это и не нужно, потому что тогда клиент пойдет в нормальный интернет-банк и лучше там будет осуществлять эти операции, там более емкий и удобный сервис.
Не возникают дополнительные риски при проведении таких операций через социальную сеть?
Анатолий Печатников: Нет, это же просто витрина. Я же говорю, поднимается вся стандартная функциональность нашего банка. А дальше вся технология идентификации, аутентификации, защиты данных, передачи данных, она минует VK и идет напрямую с банком, как если бы вы поднимали наше приложение на телефоне Android или веб-версию с телефонного аппарата или в компьютере. То есть там нет экстрарисков, кроме обычных рисков использования цифрового банка, присутствие этих сервисов в мессенджерах не создает.
Со стороны ВТБ был выдвинут ряд инициатив по поводу борьбы с социальной инженерией, с кибермошенничеством, которое стало основной формой кражи денег в современном мире. За прошедший год, на ваш взгляд, ситуация как изменилась?
Анатолий Печатников: В прошлом году был всплеск атак на наших граждан в начале года. Но у них тоже, кстати, был отпускной сезон в мае.
У мошенников?
Анатолий Печатников: Да-да, отдыхали. Представляете, вроде западная часть страны...
То есть вы считаете, что их стало меньше, но они вернутся? Обещали вернуться.
Анатолий Печатников: Вернулись.
То есть нет смысла расслабляться?
Анатолий Печатников: Нет. Мы отметили факт снижения атак, но я сделал предположение, что, скорее всего, людям тоже надо отдыхать от своих противоправных активностей. Вернулось. Атаки растут, к сожалению, они не снижаются. Мы не можем констатировать факт того, что они падают, но потери резко сокращаются. Мы учимся защищать деньги наших клиентов, и не только мы, а вся банковская система. Мы очень много туда инвестируем, и с каждым месяцем при росте числа атак сумма денег, которую теряют наши клиенты, каждый месяц уменьшается.
Какие-то системные решения, на ваш взгляд, на уровне государства в целом, они действенные или пока нет?
Анатолий Печатников: Активность по борьбе с анонимными звонками привела к результатам. Это большое достижение Министерства цифрового развития, которое регулирует эту отрасль, и Банка России. То есть мы все добивались того, чтобы сотовые операторы не пропускали анонимные звонки в адрес граждан РФ, сейчас это получается. Мы добились результата, можно утверждать.
Но тем не менее, количество не уменьшилось.
Анатолий Печатников: Они же мимикрируют, они переехали в звонки через мессенджеры, через тот же Telegram, через WhatsApp. То есть телефонный звонок пропускают не через стандартный канал сотовой связи, где телекомы научились блокировать подменные номера и анонимные звонки, а пропускают через интернет, через цифровой канал или звонят с компьютера. Есть ряд сервисов, которые позволяют купить на одну минуту телефонный номер, зарегистрироваться в Telegram и дальше звонить через Telegram с компьютера.
Есть идеи, как технически с этим бороться?
Анатолий Печатников: Да. Не брать анонимные звонки через мессенджеры, вообще не отвечать.
Это что касается людей. А люди все равно есть люди. Это просто добрый совет.
Анатолий Печатников: Вы видите на экране, что вам звонит кто-то анонимный через мессенджер, не надо просто подходить к этому звонку.
Хорошо, будем надеяться, что еще несколько человек запомнят это.
Анатолий Печатников: Еще одна инициатива, мы тоже предложили сейчас Минцифры, но это уже борьба с фишингом и зловредными ресурсами в интернете, чтобы для финансового сектора сделать отдельный домен. Можно придумать какое-то удобное название. Сделать отдельный домен для всех финансовых институтов страны, не рф, как сейчас, или ру, а что-то другое. И жестко контролировать выдачу доменных имен в этом сегменте, чтобы это были обязательно организации с лицензией.
Тогда люди должны еще понять, что этот доменный адрес — это реальный, официальный сайт, а не подменный.
Анатолий Печатников: Это вопросы информирования и пропаганды, то есть мы тут же переедем на этот домен, и люди смогут его найти.
На самом деле, мне кажется, тоже важная инициатива, хорошая, надо, чтобы о ней услышали. Что скажете насчет альтернативы национальной платежной системы НСПК? Насколько это реалистично, нужно, и, самое главное, нужно ли это российским пользователям?
Анатолий Печатников: Я тоже хотел сказать об этом, что все, что мы организуем, все, что мы делаем в сфере расчетов, это же все для наших граждан, для наших потребителей, поэтому эту инициативу надо рассматривать через призму выгоды для потребителя. Конкуренция действительно приводит к созданию нового качества и к снижению тарифов — это факт. Вспомните, когда в стране было четыре платежные системы: Visa, Mastercard, «Мир», UnionPay. Все эти платежные системы действительно боролись за развитие новых технологий, делали бесконтактные платежи, придумывали много чего интересного, предлагали потребителям свои кешбэки, чтобы они переходили на карты именно этой платежной системы. Действительно было благо, но чего не было? Не было возможности социально ориентированной тарификации, чем сейчас активно пользуется регулятор. Да, всем управлял рынок, держал баланс, но мне кажется, потребитель в той ситуации, четыре года назад, был не в самом лучшем положении. Потому что торговые уступки, 1,5% эквайринг, прочее и подобное. Что произошло, когда ушли иностранные платежные системы? «Мир» отлично справился с государственной задачей, полностью бесшумно обеспечил обслуживание всех платежей и переводов, даже по тем картам Visa и Mastercard, которые от нас вышли. Но при этом начал активно реализовывать социально ориентированную тарифную политику. Снизили торговую уступку в супермаркетах до 0,5, платежи по телефону сделали бесплатными — это же большое достижение для наших граждан. Я не уверен в том, что если у нас вернется ситуация двух частных компаний, что мы получим такие же социально ориентированные тарифы для нашего населения. Поэтому, наверное, об этом надо думать, но, мне кажется, это вопрос не сегодняшнего дня. Сегодня НСПК и платежная система «Мир» справляются с теми задачами, которые перед ними поставлены, — обеспечивать расчеты, и держат социально ориентированные тарифы. И развивают технологии.
Сейчас будем считать, что ею руководят очень ответственные, хорошие, умные люди, которые несмотря на монопольное положение на рынке, внедряют новые технологии, тарифы, максимально комфортные условия для пользователей. Но вдруг там окажутся другие люди и начнут просто повышать себе зарплату вместо того, чтобы всем этим заниматься?
Анатолий Печатников: Банк России подконтролен Государственной Думе, и руководитель Банка России отчитывается перед депутатами, в том числе по своим социально ориентированным инициативам. Поэтому я не думаю, что эта ситуация неуправляемая. Нет конечно, конкуренция — это благо.
У нас есть масса государственных организаций, монопольных, я не хочу их называть, которые годами, а то и десятилетиями их не могут вывести на какие-то положительные результаты, несмотря на то, что они тоже подотчетны. Так что у кого как.
Анатолий Печатников: Давайте резюмируем. Конкуренция — это благо для потребителя. Но сегодня, мне кажется, это не первый пункт в повестке дня в отношении реформы финансового рынка страны.
Последний вопрос. Понятно, что диверсификация вложений для людей, для клиентов, ее возможности сократились, доллар и евро фактически исчезли из портфеля сбережений, во всяком случае безналичные, да и с наличными не так просто. Что приходит на смену, кроме депозита в рублях?
Анатолий Печатников: Для простого потребителя ассортимент инвестиций не поменялся. Накопительные счета, депозиты и облигации надежных эмитентов — это тот оптимальный ассортимент.
Это все номинировано в рублях.
Анатолий Печатников: Конечно.
Рубль молодец, а уж сейчас он скачет гораздо больше.
Анатолий Печатников: 95% наших жителей использует рубль. И вы можете по срочности корзину разложить. Если вам надо вдолгую, значит, положили в облигацию, они, как правило, трех-, четырехлетние. Депозиты — тоже тренд, сейчас удлиняется типовой срок депозита, сейчас уже год, это уже хорошо. Это к вопросу веры в стабильность макроэкономики страны, то есть потребитель уже видит себя на год и готов контрактоваться на годовой срок. Если вам надо положить короткие деньги под процент, то это накопительные счета. Для тех, кто хочет диверсифицировать валютные риски, — это юань. По юаню сейчас банки платят около 3,5%, в принципе, устойчивая валюта, не волатильная по отношению к доллару и евро, достаточно стабильная.
Еще какие-то валюты в доступе?
Анатолий Печатников: Это же определяет спрос на этот ресурс внутри страны. Корпорациям нужны кредиты в юанях, или корпорации хотят занимать облигационные займы в юанях, значит, появляется офер от банков для граждан.
А кроме юаня какая линейка? Дирхам может быть?
Анатолий Печатников: Нет, это единичная, нет запроса. Понимаете, дирхамовскую ликвидность нам как финансовому институту некому ее отдать, на нее нет спроса. Поэтому даже когда мы обсуждали в свое время рынок юаня, все журналисты тоже интересовались, а как, а вот что, какие ставки? Слушайте, давайте сначала сформируем рынок кредитования, наши предприятия начнут заимствовать в юанях, тогда и рынок сформируется с точки зрения привлечения.
Но после юаня фактически новых пока не возникает.
Анатолий Печатников: И вряд ли появится. Если честно, вряд ли.