В редакцию Business FM обратилась Ирина, гражданка Украины. Она направляется к своему сыну в Россию. Сделать это напрямую сейчас невозможно, через Белоруссию — тоже. Приходится ехать вокруг — через Варшаву и Прибалтику. Автобусов на маршрутах много, ходят регулярно, в пути люди проводят больше двух суток, но ничего не поделаешь — альтернативы сейчас нет. Уже несколько суток Ирина находится на погранпереходе из Латвии в Россию «Виентули — Лудонка». Говорит, что, когда подъехали к границе, были 17-ми. В одной очереди и легковые машины, и автобусы. За первые сутки не продвинулось ни одной машины. Ирина со знакомой пошли пешком, КПП Латвии прошли за минуту. Однако в «серой» зоне, у российского КПП «Лудонка», Ирина увидела следующую картину:

«В «серой» зоне мы увидели, что тут лагерь бомжей. Людей, которые пошли пешком, остановили возле ворот, их не пускают — кого два дня, кого три дня, кого четыре. Машина, которая проехала с утра, стояла восемь суток. Это была легковая машина с семьей. Нам сказали, такое впечатление, что всех украинцев должны выдержать под забором на открытом солнце с комарами, без единого удобства три дня, и только потом запускают. Вчера в семь утра запустили пять человек, сегодня тоже запустили примерно в восемь утра пять человек. Трое суток мы должны спать на земле: тут нет ни палатки, ни тента, ни волонтеров, вода течет из какой-то трубы, этой водой моются при всех. Ни еды, ни воды, ничего».

Перед латвийским КПП, по словам Ирины, местные жители зарабатывают тем, что подвозят ожидающим воду и продукты. Сразу после российского КПП зарабатывают уже водители маршруток: билет до Москвы сначала стоил 2,5 тысячи рублей, сейчас уже 15 тысяч рублей, говорит Ирина.

Первым на очередь из украинцев на погранпереходах в Россию обратило внимание латвийское телевидение. Местные журналисты побеседовали с людьми, у всех разные причины приехать в Россию: одни хотят добраться до родственников в зоне подтопления Каховской ГЭС, другие — из Мариуполя, они покидали город, теперь возвращаются обратно, третьи хотят проведать детей в России.

Организатор перевозок в Европу и обратно Сергей говорит, что имеет большое значение, украинский у человека паспорт или российский, с какой стороны он въезжает и куда направляется. Разница в отношении действительно есть и придирчивый контроль к себе могут почувствовать обладатели и украинского, и российского паспорта, замечает Сергей. На КПП «Лудонка», по его словам, действительно много жалоб.

— Видели украинцев?

— Полно. Из Польши в Россию спокойно проходят польскую границу, но уже на въезде в Россию наши пограничники задают им много вопросов. Вас интересует сейчас именно Латвия? Есть там один пропускной пункт, жалуются на него. Жалуются перевозчики, мои коллеги. Много вопросов задают наши пограничники. Латвийские тоже чинят препятствия, тоже задают много вопросов, под любым удобным предлогом стараются не пускать людей на территорию Евросоюза. Настрой у латвийских пограничников недоброжелательный, при этом на погранпереходах в Калининградской области все хорошо.

Business FM поговорила с одним из водителей, который занимается перевозками частных грузов из Москвы в Париж. Раньше он возил через Белоруссию. С закрытием последнего КПП на границе Польши и Белоруссии чрезмерно нагрузились переходы в Прибалтике. Теперь этот водтель тоже обычно возит груз через Латвию, в последнее время через КПП «Бурачки». Сейчас он находится в Москве, пересекал границу буквально на днях. Вот что он рассказывает об обстановке на погранпереходах:

— Зимой стояло и больше, когда я ехал сюда. Я стоял 12 часов.

— То есть сейчас очереди не такие длинные по сравнению с зимой?

— День на день не приходится. Все зависит от таможни, которую проезжаем. А так, двое суток — и мы в Москве из Парижа. Я стоял и 55 часов в очереди: машин много, не хотят работать. День на день не приходится: может быть 20 машин, может быть 100 машин.

— Сколько досматривали по времени?

— Часа два — два с половиной. Могут пять часов досматривать, могут восемь досматривать. По-разному.

— А у вас европейские номера?

— Да. Без разницы, на каких номерах. Я проезжаю то через одну, то через другую, то через третью — где меньше народа. Там всего лишь четыре пункта проезда.

Редакция Business FM направила запрос в Росгранстрой по поводу ситуации на КПП «Виентули — Лудонка» и спросила, почему там такая низкая, по словам очевидцев, проходимость. Ответа пока не последовало. На днях со стороны Латвии, как отмечают местные СМИ, все же был развернут пункт для оказания помощи гражданам Украины, ожидающим своей очереди.