Еврокомиссия предъявила претензии Google из-за рекламных технологий
Комиссия считает, что Google свои рекламные технологии в интернете ставит выше в ущерб конкурирующим поставщикам рекламных технологий, рекламодателям и интернет-издателям. Какие последствия это может иметь для рынка рекламы, в том числе и российского?
Читать на полной версииГлавный исполнительный орган ЕС известил Google о своем предварительном мнении, что компания нарушила антимонопольные правила, тем самым подорвав конкуренцию в отрасли рекламных технологий. Комиссия считает, что Google отдает предпочтение своим собственным рекламным технологиям в интернете в ущерб конкурирующим поставщикам рекламных технологий, рекламодателям и интернет-издателям.
Google очень давно предоставляет целый ряд рекламных технологий, которые служат посредниками между рекламодателями и издателями для показа рекламы на веб-сайтах и в мобильных приложениях. Главными инструментами для покупки рекламы, которыми компания управляет, являются Google Ads и DV360, а также DoubleClick For Publishers, (сокращенно — DFP) и биржа объявлений AdX. Не стоит также забывать рекламу на YouТube. Все это является основным источником дохода для международной цифровой мегакорпорации.
Однако то, что в прошлом году Google Awards ушла из России, а ряд зарубежных соцсетей были в ней запрещены, резко поменяло ситуацию. Некоторые российские компании, которым это надо, так или иначе все равно находят пути, чтобы пользоваться этими сервисами. Но тем не менее спрос на Google Analytics просел на половину. То есть теперь российские пользователи, которые обходят все эти ограничения, в масштабах Google представляют собой скорее статистическую погрешность, считает директор по разивитию агентства PRonline Дмитрий Трепольский:
Дмитрий Трепольский директор по развитию агентства PRonline «На нас пока это никак не влияет, потому что в России нельзя официально рекламироваться, заблокирована реклама. И в России, и для России — неважно. В данном случае это явно дележ рынка, но по технологии была самой лучшей DoubleClick. Google обладает искусственным интеллектом, который способен отслеживать пользователя с точностью 100% по его интересам, где он находится. Это, наверное, прежде всего на деньгах, на комиссии, но это точно не связано с Россией. Google-поиск работает пока на Россию, и YouTube тоже как глобальный поиск. Google уже получает какие-то космические деньги, поэтому, видно, крупные рекламодатели выявили, что причина в том, что Google отнял у них эти бюджеты. Здесь борьба именно интеллекта и развитых технологий, у Google они лучше по ряду причин, к сожалению, остальные просто отстали».
Еврокомиссия предварительно установила, что компания Google занимает доминирующее положение на рынках европейской экономической зоны: на рынке рекламных серверов издателей с помощью сервиса DFP и на рынке инструментов программной покупки рекламы в открытом интернете с помощью сервисов Google Ads и DV360.
В России в ситуации, когда рекламодатели из-за запретов ушли из YouТube, почти что монополистом в сегменте видеорекламы опять стало телевидение. Но эта ситуация продлится не вечно, уверена эксперт по маркетингу и рекламе Института бизнеса и рекламы Марина Прокина:
Марина Прокина эксперт по маркетингу и рекламе Института бизнеса и рекламы «Google не раз уже обвинялся и западными, и российскими, и другими правительствами в том, что он ведет бизнес в своих интересах, но Google — очень сильная компания, и значимой замены для нее нет. Поэтому она ведет себя несколько вызывающе и не всегда конкурентно правильно в отношении всех остальных партнеров, рекламодателей, клиентов и пользователей. Только если появится, вырастет из существующих компаний на этом рынке соответствующий по силе конкурент, только тогда Google как-то будет соотносить свои действия с этим конкурентом».
Следует подчеркнуть, что речь пока идет о, так сказать, первой ласточке. Еврокомиссия выразила всего лишь свою предварительную позицию, согласно которой Google, возможно, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Однако, если эти претензии подтвердятся, Google может столкнуться с различными последствиями, например крупными штрафами. Кроме того, гипотетически Еврокомиссия может обязать Google продать часть своих сервисов. Действия европейских регуляторов могут оказать влияние и на другие страны, так как они также могут начать рассматривать возможность расследования практик Google в сфере рекламных технологий и предпринять сходные шаги в отношении регулирования компании.