Термин «Эль-Ниньо» — «малыш», «мальчик» в переводе с испанского — обозначает теплую фазу крупнейшего на планете климатического феномена, Южной осцилляции. Следующие несколько лет могут выдаться для Земли аномально жаркими и в зависимости от региона и периода либо крайне засушливыми, либо очень дождливыми. Как пишет Bloomberg, завершение более мягкой фазы, Ла-Нинья, прочит странам волны жары, масштабные пожары, неурожаи и блэкауты, что может серьезно ударить по и без того «хрупкой» мировой экономике, пережившей коронавирус и разрыв между Россией и Западом.

Комментирует завлабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов:

Владимир Семенов завлабораторией климатологии Института географии РАН «Это явление выражается в потеплении температуры воды в экваториальной части Тихого океана — там образуется большое количество сильно теплой воды, около 30 градусов и выше. Это вызывает аномальный нагрев атмосферы, развитие сильной конвекции в экваториальной области, далее сигнал уже распространяется по всей планете. В глобальном плане это выражается в поднятии глобальной температуры где-то на 0,1-0,25 градуса, по всей планете наблюдается погодная аномалия. Прежде всего это, конечно, выражено в тропиках, в меньшей степени в субтропиках, больше всего страдает часть приближенного региона — Индия, Индонезия, Австралия, Южная Америка и Северная Америка. В средних широтах, в частности в Европе, на территории России, значимые эффекты проявляются, но они отнюдь не такие сильные и масштабные».

По данным агентства, наибольшую угрозу Эль-Ниньо может представлять для Китая, Индии, Бразилии и целого ряда других развивающихся стран. В частности, из-за аномальных осадков в Чили может прерываться работа шахт, где добывается до 30% мировой меди, а засухи в Китае могут привести к обмелению гидроэлектростанций и остановке крупных производств, как это произошло в прошлом году.

Затронут ли экономические последствия климатического шторма Россию? Отвечает генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Если Bloomberg это фиксирует и умные люди, аналитики говорят о том, что в первую очередь будут страдать страны с развивающейся экономикой, а это Бразилия, Индия и так далее, эти страны входят в АТЭС, часть из этих стран входит в БРИКС, с которыми мы сейчас активно наращиваем сотрудничество. Если предположить, что ущерб для экономик этих стран будет значительно выше развитых экономик, понятное дело, как отрицательный кумулятивный эффект это скажется на нас. Скорее всего, будут страдать еще и цепочки поставок, если говорить о таком явлении, которое может вызвать в том числе и природные катаклизмы, штормы. Возможно, изменятся какие-то маршруты судоходных линий компаний. Вполне возможно, это какой-то ущерб и нанесет, но, мне кажется, это очень абстрактный вопрос, крайне сложно сейчас представить, что еще может нанести ущерб нашей экономике после колоссального количества введенных санкций».

В статье приводятся расчеты Bloomberg Economics, согласно которым прошлые Эль-Ниньо заметно сказывались на глобальной инфляции, провоцируя подорожание нефти на 3% и неэнергетических ресурсов почти на 4%. Ученые Дартмутского колледжа оценивали, что Эль-Ниньо 1997-1998 годов обошелся мировой экономике почти в 6 трлн долларов. Это чуть ли не четыре российских ВВП, или треть китайского. Как выразился один из собеседников агентства, на фоне скачка инфляции и риска глобальной рецессии новый Эль-Ниньо сейчас «совсем некстати».