Число жертв отравления «Мистером Сидром» превысило 30
В уголовном деле появились уже как минимум два фигуранта. По всей стране изымается продукция под брендом «Мистер Сидр», а эксперты продолжают настаивать, что к сидру эта жидкость не имеет никакого отношения
Читать на полной версииОбновлено 7 июня в 03:10
Число жертв отравления напитком под названием «Мистер Сидр» возросло до 32. Еще несколько десятков госпитализированы. При этом до сих пор нет полного понимания, какое именно вещество стало причиной отравлений.
Тем не менее отрасль производства настоящего сидра уже страдает, а бизнес и чиновники думают над дополнительными системными мерами, которые могли бы хотя бы сократить количество подобных трагедий в будущем.
Итак, а был ли метанол? На этот счет поступали противоречивые данные. О том, что в изъятых пробах примеси метанола и этилбутирата были обнаружены, сообщали в УМВД по Ульяновской области. О том, что метанола там не было, заявляло руководство регионального управления Роспотребнадзора. Теоретически одна партия могла быть с метиловым спиртом, другая — с этиловым. Тут кто что проверял.
Обращает на себя внимание заявление адвоката предпринимателя Анара Гусейнова, которому принадлежит компания, производившая напитки под брендом «Мистер Сидр». Адвокат Вусал Шейдаев заявил в суде, что именно благодаря его подзащитному был задержан второй фигурант дела — человек, который поставлял в Самарскую область спиртосодержащую продукцию. «Есть большое подозрение, что именно в этой продукции содержался метанол», — сказал адвокат. То есть речь, судя по всему, все-таки об этом веществе.
По данным медиков, смертельная доза метанола для человека индивидуальна. Начинается от 15 миллилитров. То есть пол-литра жидкости крепостью пять градусов (как пиво или сидр) с метанолом вместо этилового спирта могут убить человека.
Сам Анар Гусейнов вину не признает. И это важный фактор. Накануне многие эксперты предполагали, что в розницу продукция фирмы Гусейнова попала, минуя системы ЕГАИС и «Честный знак». 6 июня появились данные о том, что это не так. И это очень важно, подчеркивает гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:
Максим Черниговский гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» «Впервые, на мой взгляд, а я больше 20 лет работаю на алкогольном рынке, легальный — подчеркиваю, легальный — производитель, который получил все разрешительные документы на производство своей продукции, выпустил смертоносную продукцию. Воспользовавшись шероховатостями нашими законодательства. Потому что никакого отношения к сидру эта продукция не имела — только название на этикетке, и все. Она выпускалась как пивной напиток. И к пивному напитку она не имела никакого отношения, потому что туда добавлялся этиловый спирт. Но этого горе-производителя обманули самого. То есть вместо этилового спирта ему поставили метиловый спирт. И он, не имея соответствующей лаборатории, соответствующего специалиста, соответствующего оборудования, принял этот метанол как этанол и на основе этой продукции разлил вот этот яд».
Впрочем, исключать того, что Гусейнов был в курсе, чем именно его компания разбавляла воду и красители с ароматизаторами, нельзя. Тем более что год назад его уже привлекали к ответственности за торговлю алкоголем без документов, хотя там дело не дошло даже до штрафа. А мотивация в данном случае понятна, говорит председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию Алексей Небольсин:
Алексей Небольсин председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию «На сайте ЕГАИС его организация зарегистрирована как производитель исключительно пивных напитков. Но, к сожалению, вместо пивного напитка выпускался в оборот слабоалкогольный коктейль, потому что разница в акцизах — девять рублей на литр на сегодняшний день. Каким образом он зарегистрировался в системе ЕГАИС и во ФРАП (Федеральный реестр алкогольной продукции), не знаю, непонятно, и это должно установить следствие».
Для изготовления коктейлей используется этиловый спирт. А в данном случае он, видимо, на определенном этапе был заменен на метиловый. Некоторые эксперты напоминают, что на пиво и пивные напитки сейчас не распространяются требования об обязательной маркировке. И вот теперь уже зазвучали призывы к установке единых жестких требований по контролю качества на весь алкогольный рынок. Чтобы для всех они были одни: как для производителей и продавцов крепкого алкоголя, так и для всех остальных.
Но тут впору вспомнить, что раньше люди в том числе и массово погибали от употребления как раз крепкого суррогатного алкоголя, поэтому выравниванием правил проблему не решить. Но в Минпромторге уже предложили ввести госрегулирование производства и оборота самого метанола в стране. Это, по мнению авторов инициативы, позволит исключить его неподконтрольный оборот. Соответствующий законопроект уже разработан министерством.
Ранее в эфире Business FM эксперты уже говорили, что в корне решить эту проблему можно только с увеличением благосостояния граждан. Но как раз случай с «Мистером Сидром» — суррогатом, попавшим в легальную розницу, показывает, что даже в этом случае гарантий нет.