С уходом с российского рынка многих иностранных производителей косметики и специального оборудования работа салонов красоты претерпела изменения. Однако трудности пошли российской бьюти-индустрии на пользу, считает основательница сети салонов красоты «Saxap» Марина Белкина. «Предприниматели сейчас замотивированы наладить собственное производство, запустить свои линейки, так что трудности стали лишь импульсом к развитию», — говорит она. Рынок бьюти-сервиса сегодня активно развивается, спрос растет: в частности, согласно недавнему исследованию «Авито услуг», в начале 2023 года спрос на услуги мастеров красоты вырос на 86% по сравнению с прошлым годом. Мы поговорили с Мариной Белкиной о том, как сегодня представителям салонного бизнеса работается в новых условиях и в чем особенности и преимущества франчайзингового развития.
Идея создания франшизы была заложена в вашем бизнесе изначально?
Марина Белкина: Когда в 2009 году мы открыли первый салон в Новосибирске, идеи развивать франшизу не было. Это тогда было немодно, непопулярно, да и никто особо не знал, что такое франшиза и как ее продавать. Компания долгое время развивалась с помощью собственных салонов, и я считаю, что это удачная история. Потому что, если бы мы бы не прошли сами этот тернистый путь, мы бы не смогли сформировать ту идеальную модель бизнеса, которую сейчас можем с легкостью масштабировать в любом городе.
Что позволило вам быстро поставить на ноги стартап, в чем была уникальность предложения?
Марина Белкина: В нашей маленькой студии в Новосибирске мы предлагали монопродукт — депиляцию. Тогда не было столько разновидностей депиляции, как сейчас: было только два вида воска. С того момента нами была разработана методика проведения депиляции, и именно это, на мой взгляд, стало началом успеха: любой бизнес в сфере услуг очень важно начинать с уникальности. Достаточно быстро в салоне появилось много клиентов, и мы переехали в центр города, а вскоре открыли второй салон в Новосибирске. Следующим шагом стало уже открытие в Москве. К депиляции добавились услуги ухода за ногтями.
Почему и когда в итоге родилась идея франчайзинга? И почему, на ваш взгляд, это удачный формат для развития салона?
Марина Белкина: Когда мы начали продавать франшизу, мы не относились к этому как к бизнесу, а нацелились на то, чтобы наш бренд стал более узнаваемым. Но сегодня могу сказать, что франшизы являются наиболее интересным форматом, выгодным для партнеров. Имея четырнадцатилетний опыт в бизнесе, я бы не рекомендовала открывать единичный салон. Сейчас надо уметь быстро действовать, иметь отдел снабжения, оптовые закупки, чтобы предоставлять доступные хорошие цены, иначе салон не сможет конкурировать. Далее, если мы говорим про брендированные сети салонов, то огромной статьей расходов является тут маркетинг. И если этот «груз» ложится на «плечи» салона-одиночки, то это просто убивает малый бизнес. Когда компания масштабируется в сети, то многие затраты, включая продвижение по SEO, продвижение онлайн-каналов, идут автоматически бесплатно для партнеров.
Перед тем как заходить в город, мы обязательно делаем анализ рынка, анализ конкурентов. Собирая «боли» клиентов, мы узнаем, что им нужно, и уже тогда упаковываем салон в тот формат, который нужен конкретному городу (наш франчайзинг упакован в четыре формата в зависимости от нужд клиентов и от площади салонов). Франшизу мы продаем в составе одного партнера на город, и на сегодняшний день у нас уже 47 городов.
А что нужно клиенту? Какие у него «боли», какие услуги сегодня наиболее востребованы?
Марина Белкина: Сейчас есть запрос у клиентов экономить время, наводить красоту «пакетом», в одной точке. Поэтому, по моему мнению, моностудии, тем более с услугами первой необходимости, вскоре не будут востребованы, и им нужно будет тоже меняться. Я очень рада, что мы сами сделали это десять лет назад, уйдя от формата моносалона, специализирующегося на депиляции. На сегодняшний день депиляция все равно остается одной из самых популярных услуг, но также востребованы ногтевой сервис, услуги лэшмейкера (наращивание ресниц), парикмахерские услуги.
У франчайзинга, на мой взгляд, явно есть один большой минус — сложно проконтролировать качество, соблюдать единый стандарт сервиса. Как тут быть?
Марина Белкина: Вы правы, это серьезная проблема. Поэтому мы не развиваем обычный франчайзинг — у нас франчайзинг партнерский.
Звучит красиво, а в чем отличие?
Марина Белкина: Партнерский франчайзинг — это когда мы не отдаем партнеру стартап, как говорится, на откуп, а ведем его «от и до», делаем все вместе — условно, от выбора цвета кресла до оттенков лака.
У нас выстроена цепочка контроля специалистов и методы повышения их квалификации. Есть свои учебные центры, в которых можно заниматься и онлайн, и очно. Регулярно на точки выезжают технологи, проводятся аттестации специалистов.
А еще, наверное, и «тайные» клиенты задействованы?
Марина Белкина: Да, тайные клиенты тоже есть. И весь этот пакет контроля и повышения качества сервиса бесплатно предоставляет партнерский франчайзинг.
Ну а расходные материалы, работа с поставщиками? Может ли клиент быть уверен, что гель-лак во всех салонах франшизы будет в одной ценовой категории, одного и того же проверенного бренда?
Марина Белкина: У нас прямые контракты с производителями в разных странах, и в Италии, и в России, и в Китае. Мы не работаем с поставщиками. Так что во все салоны франшизы поступает проверенная продукция от проверенных партнеров.
Опробовав бизнес в российских городах, вы решили выйти и на международный рынок. Оправдало ли себя это смелое решение?
Марина Белкина: Да, в декабре прошлого года мы открыли первый международный салон в Дубае. И сразу начали продажи франшизы в другие страны, потому что поняли, что наша модель бизнеса нужна и там. До конца лета планируется открытие еще одного салона в Дубае, в фешенебельном районе Бизнес-Бэй. Мы бы также очень хотели зайти в Европу. Пока нет точных сроков, но есть серьезные намерения. Наша компания — это история в первую очередь не про бизнес, а про любимое дело, которое мы активно масштабируем совместно с нашими партнерами. И ничего не боимся.