Бюджет в мае недополучил более 30 млрд рублей нефтегазовых доходов. Причем ожидалось, что дефицит будет в районе 8 млрд рублей, в итоге разрыв оказался больше в несколько раз. За июнь в бюджет может не поступить более 44 млрд дополнительных доходов от продажи нефти и газа. Об этом сообщил Минфин РФ.

Таким образом Минфин направит на продажу иностранной валюты около 75 млрд рублей. Ежедневно продавать будут более 3,5 млрд рублей.

Комментирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:

Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Нефтегазовые доходы в прошлом году зашкаливали, в этом году они оказываются чуть ли не вдвое ниже. Причина этому очевидная — это и падение цен на мировом рынке, это и сложности, которые испытывают российские компании в экспорте своей продукции на мировые рынки. Мы видим, что значительный удар был нанесен по доходной части бюджета. С точки зрения ненефтегазовых доходов не такая печальная ситуация, она не выглядит неуправляемой. Другое дело, что расходная политика, которая в последнем квартале прошлого года фактически вышла из-под контроля, сейчас тоже сохраняется под большим знаком неопределенности по той простой причине, что вспышки расходов можно трактовать и как авансирование будущих затрат, как это делает Министерство финансов. Но вполне могут трактоваться иначе — как постоянный переход на более высокий уровень расходов и, соответственно, формирование значительно большего дефицита, чем раньше это планировалось. Продажа валюты всегда была вспомогательным инструментом для того, чтобы, с одной стороны, зеркалировать операции по нефтегазовым доходам, а с другой стороны, это часть валютной политики по управлению курсом рубля. Все хорошо работало в условиях, пока были резервные валюты доллара и евро. С юанями это, во-первых, работает не так, как раньше, а во-вторых, ситуация с расходами стала принципиально иной, даже конец юаневых запасов бюджета в Фонде национального благосостояния не за горами, если продолжится такая же ценовая конъюнктура».

На общее исполнение федерального бюджета данные по нефти и газу не повлияют, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Текущее исполнение бюджета по нефтегазовым доходам не впечатляющее, но ожидаемое. На общую картину с федеральным бюджетом это принципиально не влияет: он как был, так и останется по итогам года дефицитным. Дефицит будет большой: он будет больше, чем заложено в законе о бюджете, — и вовсе не потому, что доходов не добирают, с доходами как раз все относительно неплохо, а потому что расходные аппетиты большие. Снижение нефтегазовых доходов совершенно однозначно говорит об ухудшении ситуации с экспортом энергетического сырья. Вопрос, в каком разрезе. Понятно, что цены совсем не так комфортны, как, например, были даже в апреле. Возможно, физобъемы тоже не так хороши, как можно было бы подумать, исходя из недавних новостей и каких-то заявлений. Во всех этих оценках больше смущает ошибка, которую Минфин регулярно совершает, скорее переоценивая нефтегазовые поступления, это говорит о том, что есть приличное количество факторов, которые негативно срабатывают. Я понимаю, очень многое из того, что кажется успешным обходом санкций, успешно решенными проблемами, похоже, не соответствует действительности и может быть зыбко и хлипко, что создает угрозу большего размера, чем мы сейчас наблюдаем. Вот это меня настораживает. В итоге из-за очередной ошибки нужно будет больше продать, чем Минфин сейчас заложил на июнь недополученных доходов, — более 70 млрд рублей за порядка 20 рабочих дней, это ничего принципиального, для внутреннего валютного рынка, как и раньше, это не будет каким-то существенно влияющим фактором».

Месяцем ранее нефтегазовые доходы также оказались ниже ожидаемых. По итогам апреля бюджет недополучил 32,4 млрд рублей.