Борьба с теневым танкерным флотом: новый виток санкций или попытка монополизации рынка?
Сингапур в этом году задержал уже больше танкеров с российской нефтью, чем за весь прошлый год, сообщают отраслевые СМИ. Также отмечается, что перевозящие российскую нефть танкеры стали использовать фейковые сигналы местоположения. Можно ли уже говорить о системной борьбе с теневым танкерным флотом?
Читать на полной версииСингапур, который является важным узлом перевозки и хранения нефти, установил новый рекорд по числу задержанных танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами. Введенные Евросоюзом и иными странами в прошлом году санкции затронули не только саму российскую нефть, но и ее транспортировку морским путем, а также страхование этих перевозок.
Однако со временем эти проблемы были во многом разрешены. Теперь, судя по всему, борьба против российской нефти перешла в другую стадию.
В нынешнем году Сингапур задержал уже 33 судна, в то время как за весь прошлый год было задержано 28 танкеров, причем большинство из них — во второй половине года. Одновременно с этим Bloomberg сообщило, что проверки старых судов, многие из которых были проданы греческими судовладельцами и часто предназначались для списания, стали проводить и в Китае. В крупном порту Циндао провинции Шаньдун власти ужесточили проверки безопасности на судах старше 20 лет, задерживая их на несколько недель.
Флот, перевозящий российскую нефть, действительно в основном старый, так что часто такие проверки оправданны. Поэтому по поводу Китая пока еще рано что-то утверждать. Но столь резкий рост числа проверок со стороны Сингапура явно свидетельствует о политической воле, уверен первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Не может так быть, что вчера танкер был безопасным, а сегодня он вдруг стал небезопасным. Сейчас весь флот покрыт страховками и с нормальным обеспечением, поэтому мотивы исключительно политические и экономические. Санкции, которые вводились, цели не достигли совершенно. А как раз получилась ситуация наоборот — за российским сырьем закрепилась достаточно большая часть греческого флота, российского флота, российских судовладельцев, которые не афишируют себя на рынке. По Сингапуру: сейчас они не работают вообще с российским флагом. Судно, которое несет российский флаг, неважно, оно санкционное или нет, не может зайти в Сингапур. А флаги иностранные, которые как раз несут все суда теневого флота, пока что там работают».
Тем временем газета The New York Times сообщила, что, танкеры, перевозящие российскую нефть, якобы начали применять так называемый спуфинг — передачу ложного сигнала о своем местоположении. Ранее они для сокрытия данных о своих маршрутах просто отключали транспондеры. Теперь, по информации газеты, как минимум три судна используют спуфинг с целью избежать проверок со стороны американских надзорных органов. Сообщения эти весьма странные. И целью явно развязанной кампании может быть вовсе не российская нефть, а нечто более глобальное, предполагает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Я каждый день, и не один раз, а несколько раз в день, отслеживаю идентификаторы судов, и никакого спуфигнга я не замечаю. Насколько мне известно, юридически пока это никак не наказуемо. Идентификаторы судов — это полуофициально. Может быть, это имеет место действительно, хотя ну как ты скроешься? Мимо ключевых точек все равно не пройдешь. Сингапур, Суэцкий канал, Панамский канал, Европа... Либо идет охота на теневой флот, я не знаю, либо это действительно желание помочь Украине, обескровить Россию, лишить ее нефтяных доходов, либо это чисто глобалистские штучки. Главное — сделать так, чтобы судоходство стало очень дорогим и нерентабельным. И это ведет к монополизации».
Действительно, в последние десятилетия на рынке как контейнерных, так и танкерных перевозок наблюдался рост концентрации. Сейчас подавляющую долю танкерного флота контролируют такие крупные компании, как Maersk, Teekay и Frontline, что обеспечивает им существенное влияние. Однако, по мнению специалистов, существование множества мелких перевозчиков пока все же поддерживает определенный уровень конкурентности.