В России ограничивают торговлю вейпами и кальянами, а в общественных местах кальяны могут вообще запретить. Новые правила торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции вступают в силу с 1 июня, сообщают РИА Новости.

Одновременно в Госдуме прозвучало предложение запретить курение кальянов в общественных местах и все электронные сигареты в принципе.

Громкие заявления о запрете и кальянов в общественных местах, и вейпов как таковых сделал депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев. «Мы должны продолжить плановый запрет всех электронных сигарет в России. В России также должен быть введен полный запрет кальянов в общественных местах», — цитирует РИА Новости. По мнению депутата, защита здоровья россиян — это «стратегическая задача»; то есть здесь все средства хороши.

Каких-либо подробностей о своих планах Хамзаев не привел — вероятно, пока концепция находится на стадии разработки. Участники рынка ход мыслей депутата пока не понимают. О запрете кальянов в общественных местах, коими являются и кальянные заведения, говорит управляющий партнер сети «Мята Lounge», член Ассоциации кальянной индустрии Станислав Кузьмин:

Станислав Кузьмин управляющий партнер сети «Мята Lounge», член Ассоциации кальянной индустрии «На мой взгляд, их уже законодательно разделили. Уже есть понимание того, что существует общепит, существует отдельно кальянная отрасль. Если общепит планирует взаимодействовать совместно с кальянной отраслью в одном заведении, то там должны быть разделения, и все. То есть это все прописано. Что там еще запрещать и зачем, в чем мотив? Этого я не очень понимаю. Потому что кальянный рынок — табаки те же самые — все это маркируется, делается на заводах. 97, наверное, процентов всего табака, что есть на российском рынке, — это исключительно российские производители. Они все проходят акцизы, все проходят необходимые по законодательству нормы. Чем помешали кальянные, для меня, если честно, непонятно. И какие законы, нормы еще будут дополнительно введены — мы будем по ним работать. На мой взгляд, это просто нелогично и бессмысленно. Зачем слишком долго обелять отрасль, чтобы потом ее закрыть?»

Дополнительные ограничения и для кальянной отрасли, и для электронных сигарет вступают в силу с 1 июня. Оба типа продукции теперь нельзя продавать с открытой выкладкой — товары должны быть спрятаны, как обычные сигареты. Кроме того, продавать вейпы в розницу разрешается только в магазинах и павильонах, а через вендинговые автоматы, путем развозной торговли и дистанционным способом — нельзя. О готовности рынка говорит директор сети вейп-шопов Zenmod Василий Соколов:

Василий Соколов директор сети вейп-шопов Zenmod «Сейчас произойдет очень правильный процесс очистки вот этого бесконтрольного, по сути, рынка от участников, которые находятся в серой или даже в черной зоне. Потеряют возможность работы маленькие ларьки, островки в торговых центрах — те, где собственник может позволить себе продавать вейпы и детям, и кому угодно, потому что у него товарный запас маленький, он ничем не рискует. То есть, так как до этого он попадал под мораторий о проверке, то до этого торговали все просто чем угодно, без документов и так далее. В серой зоне на самом деле находятся — эти оценки в принципе много где упоминались, я с ними согласен — не менее 70-80% по обороту рынка. Это все уйдет, но это не означает, что рынок сократится пропорционально, потому что этот оборот частично перейдет на «белых» участников: их оборот вырастет».

Оборот, скорее всего, перейдет «белым» участникам рынка электронных сигарет только частично еще и в связи с тем, что цены на жидкость для вейпов с учетом повышенных в марте акцизов становятся почти неподъемными. Теперь ставка на каждый миллилитр жидкости составляет 20 рублей, то есть условные 5 миллилитров в день — эквивалент пачки в день — это уже 100 рублей акциза без учета себестоимости товара и расходов на реализацию. У обычных сигарет акциз ниже — от 70 рублей на пачку плюс наценка в зависимости от цены изделия. Участники рынка вейпов рады регулированию, но боятся стать неконкурентными. Продолжает директор Союза предприятий индустрии немедицинских ингаляций Дмитрий Владимиров:

Дмитрий Владимиров директор Союза предприятий индустрии немедицинских ингаляций «То, что мы значительно дороже табака, при всем соблюдении налогообложения, — здесь мы действительно проигрываем табаку, и я не понимаю государство, которое на это давит. Мы бы хотели очень, чтобы была нотация для снижения акцизов на нашу продукцию. А то, что надо все это закрывать и не давать ни в коем случае маркетинг контрабанде — [да, ведь] основная проблема именно в контрабанде. У нас весь рынок сейчас очень неприятно представлен, потому что его никто не контролирует. Но сейчас мораторий на проверки, и поэтому разгул вот этой бесконтрольной рекламы действительно напрягает. Мы не можем даже сами обращаться в Роспотребнадзор, потому что у нас мораторий на проверки малого бизнеса».

Что касается полного запрета электронных сигарет, о котором также заявил Хамзаев, — можно предположить, что это маловероятно, поскольку шаг приведет к резкому скачку потребления обычных сигарет. По оценкам, опубликованным в журнале Lancet, в Китае табакокурение становится причиной смерти примерно 20% мужчин. А вейпы, как считают и Центр Джонса Хопкинса, и целый ряд других исследовательских организаций, пусть не безопасны, но значительно менее вредны, чем традиционный табак.