Объем продаж велосипедов этой весной по сравнению с прошлым годом значительно вырос. Причем активнее покупают те модели, что подороже, так как они смогут прослужить дольше. Американские и европейские бренды покидают или уже покинули российский рынок. Например, больше не привозят американские велосипеды Trek — магазины распродают остатки. Ушли также такие топовые компании, как Specialized, Scott, Merida и производитель навесного оборудования Shimano. Заканчиваются и велосипеды немецкой марки Cube. В некоторых магазинах еще можно найти модель 2023 года, но отдать придется от 116 тысяч до 182 тысяч рублей. Какие-то модели приходится везти через третьи страны, что приводит к дополнительным затратам. Соответственно, такие марки подорожали на 30%. Их место занимают российские, китайские и южноафриканские бренды.

Подорожание действительно есть, но оно было постепенным. Началось все еще в 2020 году, в период пандемии коронавируса, отмечает основатель DP Consulting Петр Дворянкин:

Петр Дворянкин основатель DP Consulting «Какие-то велосипеды подорожали на 30%, какие-то — на 15%. Все потому, что сейчас наша страна оказалась в беспрецедентной ситуации, она под санкциями значительного количества стран, из которых в том числе поставлялись и велосипеды, и комплектующие. Когда товар становится дефицитным, когда его можно мало где купить, цена на него взлетает. Я сейчас говорю про западные бренды. Ситуацию с российскими велосипедами надо смотреть. Но тут есть объективные показатели, которые могли к этому привести. Это нарушение логистических поставок, вызванные сначала ковидом, потом ограничениями. Еще немаловажно то, что у нас курс — 80 рублей за доллар. На одном курсе мы видим те самые 30%».

В основном покупают доступные отечественные модели. Например, российские бренды Stinger, Stels, Format стоимостью от 20 тысяч рублей. Следом идут Giant из Тайваня — от 38 тысяч. Еще можно приобрести Titan из ЮАР: они стоят от 92 тысяч до 182 тысяч рублей.

Что касается дефицитных марок и моделей, подорожание действительно заметно. Но, по мнению экспертов, они не составляют преимущественный спрос в России. Комментирует основатель франчайзинговой сети «Велодрайв» Кирилл Остапенко:

— Есть тенденция с американскими, европейскими велосипедами и в целом велосипедами стоимостью выше 100 тысяч рублей. Их сложнее привезти, поэтому покупатель гоняется за хорошими и брендовыми велосипедами. Что касается велосипедов среднего, низкого ценового сегмента, вообще вопросов никаких нет: их полно, склады у поставщиков перетарены.

— Какие бренды активно раскупают?

— Уже давно, еще с 2014 года отечественные производители Stels, Format, Stinger, а также белорусский Aist стали очень востребованы. Основной спрос лежит в этой области. «Каму», например, в Перми на заводе «Форвард» произвели, 14 тысяч рублей стоит, люди покупают. Что касается импортных брендов, их стало меньше, но и спрос-то не такой высокий, как это было до 2014 года.

Продавцы советуют не гнаться за марками, так как российские и китайские в целом не хуже. А рыночные цены уже не сильно ниже, чем европейские. Поэтому клеймо «китайский велосипед» не означает, что он некачественный и дешевый.