Необычайно суровым наказанием завершился в Хамовническом суде Москвы процесс по делу о вымогательстве 470 тысяч рублей у мужа Тины Канделаки, директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василия Бровко. И хотя трое подсудимых помирились с потерпевшим и выплатили ему в шесть раз больше компенсацию, суд дал каждому из них по 8 лет колонии строгого режима со штрафом в полмиллиона рублей. Осужденные сочли наказание чрезмерно суровым.

Оглашения приговора по делу администраторов телеграм-каналов «Проект «Сканер» и Riddle 30-летних Алексея Слободенюка и Владислава Малушенко, а также 29-летнего Евгения Москвина пришлось ждать полтора часа. Помешало начать процедуру вовремя мнимое сообщение о минировании суда, который пришлось досмотреть сотрудникам Росгвардии.

Поддержать фигурантов из Санкт-Петербурга в Москву приехали близкие родственники, которые заметно нервничали. Поскольку по новым правилам оглашается лишь вводная и резолютивные части приговора, понять, почему судья Екатерина Пахомова назначила подсудимым по 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в полмиллиона рублей, не было возможности.

Именно столько ранее в прениях сторон запросил для них прокурор Антон Третьяков, известный по участию в деле заместителя директора «Аэрофлота» Владимира Александрова и экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева.

Впрочем, гособвинитель просил для фигурантов в два раз больший штраф, нежели назначил суд: прокурор настаивал на взыскании с каждого по 1 миллиону рублей. Все трое были признаны виновными в вымогательстве, совершенном организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 163 УК РФ), за которое им грозило от 7 до 15 лет заключения.

3 млн рублей и извинения

На подобный исход подсудимые явно не рассчитывали. Ведь даже потерпевший ранее просил не назначать им наказание, связанное с лишением свободы, заметив, что «ребята достаточно пострадали». Каждый из них к моменту приговора пробыл под стражей почти 10 месяцев — со 2 августа 2022 года.

Проживавшие в Санкт-Петербурге Слободенюк, Москвин и Малушенко после задержания были доставлены в Москву, где расследованием их дела занялся центральный аппарат Следственного комитета России.

Обвинительное заключение утверждала Генпрокуратура. По ее данным, Слободенюк, Москвин и Малушенко являлись фактическими владельцами и администраторами телеграм-каналов «Проект «Сканер» и Riddle и объединились в организованную группу «с целью вымогательства денежных средств у публичных личностей».

Соучастники опубликовали в телеграм-каналах статьи о директоре по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василии Бровко и его супруге Тине Канделаки, «негативно освещающие их работу и личную жизнь». «После чего они потребовали у Бровко через его помощника 470 тысяч рублей за удаление данной информации, угрожая размещением новых порочащих их сведений», — сообщало ведомство.

Несмотря на то, что публикации касались и Тины Канделаки, потерпевшим по делу был признан только ее муж Василий Бровко.

Фигуранты (все трое по материалам дела официально числятся неработающими) отрицать вину не стали и постарались помириться с ним, выплатив в качестве компенсации 3 млн рублей. По сведениям Baza, Бровко данный вариант устроил. Он обещал направить полученную сумму на обмундирование для военнослужащих, участвующих в спецоперации.

Поэтому было видно, что приговор суда шокировал подсудимых. После оглашения приговора осужденные заявили Business FM, что считают наказание «слишком суровым» и будут обжаловать судебный акт.

«Был возмещен ущерб, были принесены официальные извинения перед потерпевшим, у нас было достигнуто с ним примирение, — сказала после процесса адвокат Евгения Москвина Екатерина Гончарова. — Он [Бровко] действительно просил не назначать подсудимым наказание, связанное с лишением свободы. В связи с чем мы считаем приговор чрезмерно суровым и будем обжаловать». По мнению адвоката, с помощью жесткого наказания правоохранители стремятся создать практику, которую положат в основу приговоров других администраторов телеграм-каналов, проходящих по аналогичным делам. «Чтобы другим неповадно было?» — спросили защитника журналисты. «К сожалению, так», — сказала Гончарова.

В ожидании суда

Это первый приговор администраторам телеграм-каналов. Но не первое уголовное дело, инициатором которого выступили Тина Канделаки и Василий Бровко. В сентябре 2022 года в Ульяновске был задержан и доставлен в Москву 26-летний владелец и администратор телеграм-канала «Как-то вот так» Анатолий Спирин. Ему также вменяют вымогательство. В деле речь идет о выплате 400 тысяч рублей за удаление трех постов и «блок» на размещение новых материалов о Бровко и Канделаки. Свою вину Спирин не признал.

Кроме того, Василий Бровко фигурирует как свидетель в деле о вымогательстве 11 млн рублей у главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. В рамках него в СИЗО находятся коммерческий директор компании Ксении Собчак «Осторожно Media» Кирилл Суханов, а также журналисты Ариан Романовский (настоящая фамилия Кузьмин) и Тамерлан Бигаев. Последний утверждает, что действовал в рамках трудового договора с Ксенией Собчак и именно по ее заданию писал новость.

У журналистки прошлой осенью дома прошли обыски. После задержания подчиненных она покинула Россию, затем вернулась и даже принесла извинения Сергею Чемезову. Однако на судьбе арестованных это никак не сказалось. А сама Собчак по делу не проходит даже как свидетель.

Также суда еще ждет главный редактор телеграм-канала «Адские бабки» Александра Баязитова. Ей, а также еще двум фигурантам, вменяют вымогательство 1,2 млн рублей у топ-менеджера Промсвязьбанка Александра Ушакова.