Великое китайское замещение: на российском авторынке наблюдается китайская экспансия
Отечественный авторынок за первые четыре месяца года сократился на 13% по сравнению с 2022 годом, по данным НАПИ. При этом изменилась структура рынка продаж легковых авто. На нем началось агрессивное доминирование брендов из Поднебесной
Читать на полной версииНа фоне ухода компаний из недружественных стран доля российского автопрома выросла с января по апрель с 28% до 41,5%, сообщает маркетинговое агентство НАПИ. Но еще более впечатляющими темпами выросла доля китайских брендов — с 9% до почти 40%. На упавшем отечественном рынке «китайцы» умудрились нарастить продажи почти на 90 тысяч штук. Причем в сегменте кроссоверов доля китайских марок достигла 60%. Правда, единственным их минусом является отсутствие полноприводных версий, которые в России всегда пользовались спросом.
На российском рынке лучше всего обустроилась большая китайская тройка: дилерская сеть брендов Haval, Chery и Geely — самая крупная, запасы запчастей на их складах достигают 95-98 процентов. Их продажи растут и на других рынках, а немецкая пресса пишет о том, как здорово эволюционировали китайские марки. Китайцев сегодня активно покупают и те россияне, кто еще недавно предпочитал немецкий автопром. С другой стороны, на российский рынок выходят сейчас и другие игроки, и насколько они будут успешны, пока сказать сложно. Говорит автоэксперт Алексей Кованов:
Алексей Кованов автоэксперт «Например, KAIYI, производство автомобилей которых стартовало на калининградском «Автоторе», мы до этого не знали, что у Chery есть такое подразделение. Сейчас фирма FAW, первый китайский автозавод, тоже планирует усилить свои позиции. Хотят прийти абсолютно все сейчас, и грести их под одну гребенку нельзя, то есть у кого-то приемлемый уровень качества, наработанные на российском рынке какие-то позиции в плане сервиса, в плане поставок запчастей, в плане финансовых программ и многого другого. Кто-то сейчас попробует себя на рынке, может быть, какие-то модели окажутся провальными. К нам сейчас приходит марка Hongqi, мы тоже пока не знаем, как у неё будет устроена гарантия, какие будут доступны запчасти, сколько будет дилеров и в каких они будут городах России. С одной стороны, бренд выходит как замена Audi, BMW, Mercedes и Lexus, а с другой стороны, пока как будет устроен бизнес китайского бренда, мы не знаем».
На сегодняшний день продукция не российско-китайского автопрома — это либо непроданные по какой-то причине штучные остатки с прошлого года, либо дорогие машины, ввезенные с большой переплатой по параллельному импорту и в большинстве случаев тоже из Китая. Но мало привезти такую машину, ее нужно обслуживать. Как сообщил Business FM партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, срок ожидания некоторых кузовных запчастей при ремонте премиальной немецкой машины может составлять до полугода и больше. У некоторых китайских брендов запчасти тоже поставляют по сложным логистическим схемам, но там срок ожидания месяц-полтора. Какой будет ситуация на российском авторынке в ближайший год? Прогноз от Игоря Моржаретто:
Как говорят эксперты, сегодня, если у российского клиента есть до 1 млн рублей, его выбор — это LADA Granta. Если от 1 млн до 2 млн — LADA Vesta. А если больше, в этом сегменте по соотношению цена/качество/обслуживание будут доминировать китайцы.