В итоговой версии документа, который обсуждался несколько лет, прописаны поправки в КоАП, которые устанавливают пять новых составов правонарушений. За жестокое обращение с животными штрафы для граждан — от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, для должностных лиц — от 15 тысяч до 30 тысяч, для юрлиц — от 50 тысяч до 100 тысяч. Штраф за ущерб здоровью или имуществу, причиненный животным, для хозяина составит от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Также предусмотрены штрафы за выброшенных питомцев, за незаконное использование их в культурно-зрелищных мероприятиях и за обращение с безнадзорными животными, когда в приютах допускаются злоупотребления. Самые крупные штрафы — до 250 тысяч рублей — для бездействовавших должностных лиц, если на кого-то напала бездомная собака.

Продолжает автор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов:

Владимир Бурматов первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды «За серьезные укусы у нас есть даже две уголовных статьи — причинение вреда по неосторожности и причинение смерти по неосторожности. Если серьезные укусы, как, допустим, в Оренбурге, где мальчика загрызли, там возбудили уголовное дело, арестован начальник управления ЖКХ, который этих собак с улицы не убрал, это его функция была. Если это владельческая собака, владелец будет арестован. А если укусы незначительные, тогда это административная ответственность, штрафы доходят до 200 тысяч рублей. Но практика расследований по таким делам — это компетенция полиции, полиция определяет, есть ли уголовный состав. Если есть, тогда это уголовное дело и до двух лет лишения свободы. Если уголовного состава нет, тогда это административное правонарушение, там штраф. Штраф зачисляется в бюджет соответствующего уровня, а компенсация, которая по суду назначается — за причинение физического вреда, за моральный вред, — уже идет пострадавшему лицу».

По словам Бурматова, он и его коллеги прорабатывают также вопрос конфискации животных у безответственных владельцев. Отслеживать многие из уже обозначенных нарушений предлагается с помощью камер видеонаблюдения. Но камеры есть не всегда и не везде. Да и свидетели тоже. Также не очень понятно, кто будет контролировать соблюдение этого закона. Хватит ли ресурсов у полиции? Эксперты говорят: возможно, надо создавать какую-то дополнительную структуру. И даже если собака кого-то покусала, и это объективно видно по камерам, тоже может быть много нюансов. Продолжает президент региональной общественной организации «Кинология XXI век» Константин Карапетьянц:

Константин Карапетьянц президент региональной общественной организации «Кинология XXI век» «У нас огромная часть укусов, в том числе владельческими собаками, происходит по причине провокаций со стороны других людей. Идет человек с собакой, никому не мешает. Кто-то на собаку замахнулся. Или человек, будучи в нетрезвом состоянии, полез с ней обниматься. И так далее. Животное по-разному может отреагировать. Камеры, наверное, помогут, но это событие должен рассматривать специалист, который поймет, в каком положении была собака, в каком положении был владелец, держал он поводок в руках или не держал, был на собаке намордник или не был, как вел себя тот, кого собака покусала. По моему мнению, больше надо контролировать человека, который, приобретая собаку, не получил необходимых знаний. Захотел завести собаку — кинологический минимум хотя бы приобрести, чтобы знать, как эту собаку вырастить, как ее воспитать. У нас в городской среде собакам очень тяжело жить».

Еще одна проблема — запрет самовыгула домашних животных. Но этот вопрос оставлен на усмотрение регионов. Там, где он стоит остро, местные власти сами смогут вводить штрафы.