Франция может предоставить Украине гарантии безопасности и готова заключить такое соглашение с Киевом и странами — партнерами по НАТО, заявил МИД Франции. Днем ранее газета The Wall Street Journal также написала, что США вместе с Францией, Германией и Великобританией готовы выступить гарантами безопасности для Киева. При этом, по данным издания, решение о членстве Украины в НАТО еще не принято. Что могут предложить Украине западные партнеры и какова будет цена?

По мере приближения даты саммита НАТО, который пройдет в середине лета в Вильнюсе, будет происходить интенсификация обсуждения вопроса о перспективах отношений между Киевом и НАТО на ближайшее время. Ряд наиболее решительных союзников Украины в Вильнюсе наверняка предложат самый простой и решительный вариант, а именно официальное приглашение Украине вступить в альянс, для чего необходимо ей будет предоставить так называемую дорожную карту. Владимир Зеленский, который собирается в Вильнюс, делает ставку именно на это. И в нынешней ситуации многим европейским политикам будет просто трудно произнести вслух, да еще в лицо медийному фронтмену мировых массмедиа Зеленскому, мол, мы не хотим Украину в НАТО, постой пока в сторонке.

Сейчас, по сути, в НАТО только венгерский премьер Виктор Орбан позволяет себе такую фронду, прямо говоря, например, что без прямого участия войск НАТО Украина победить в конфликте с Россией не сможет, а поэтому надо переходить к мирным переговорам. Но в ответ на такие выступления Орбан имеет в Европе сомнительную репутацию, а другие европейские лидеры, может, думают ровно так же, но вслух произнести не могут. Зато говорят о недопустимости замораживания конфликта, поскольку это, дескать, на руку России.

По мнению Зеленского, частью дорожной карты должно стать предоставление Украине неких временных гарантий безопасности, которые будут действовать до того, когда на Украину распространится действие пятой статьи Вашингтонского договора НАТО о коллективной обороне.

Однако внутри альянса немало тех, кто колеблется и не хотел бы полноправного членства Украины, либо хотел бы отложить этот вопрос на неопределенное время. Это Франция, Германия, та же Венгрия, да и в США идею полноправного членства Украины в НАТО многие воспринимают не без колебаний. Основной контраргумент — возрастание угрозы прямого столкновения с Россией и в этом случае быстрого сползания в глобальную ядерную войну.

Отсюда начинаются рассуждения о разных форматах гарантий Киеву, по сути, подмене полноправного членства в НАТО. Идея всплывала еще весной прошлого года. В сентябре прошлого года Киев предложил собственный проект (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) временных гарантий безопасности, где гарантами виделись США, Великобритания, Канада, Польша, Италия, Германия, Франция, Австралия и Турция. А сами гарантии подразумевали бы инвестиции в оборонно-промышленный комплекс Украины, передачу ей разведданных, подготовку военных. Многое уже сейчас есть по факту.

Или вот, например, газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в руководстве США пишет, что Вашингтон может предложить Украине некую «израильскую модель безопасности», которая не подразумевает немедленного присоединения к НАТО, но предусматривает поставки вооружений и технологий. Разумеется, и денег тоже. Но тут стоит оговорить, что Израиль не имеет рядом с собой столь сильных в военном и экономическом плане противников, как обстоит дело в случае с Украиной. Мы не знаем, в какой форме оказывалась бы помощь США Израилю, если бы его враждебные соседи имели бы возможность нанести ему сокрушительное поражение.

Можно предположить и другие формы гарантий. Например, в последнее время заговорили (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) о возможности конфедерации между Украиной и Польшей. В этом случае главным гарантом будет выступать страна НАТО, но не весь альянс.

Или, например, несколько дней назад в той же газете The Wall Street Journal всемирно известный французский философ, журналист, писатель и политический деятель Бернар-Анри Леви позволил себе еще более смелые фантазии на тему того, что Украина могла бы заменить Россию в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Признавая чрезвычайную трудность осуществления такой идеи в юридическом плане, он предлагает для начала развернуть всемирную дискуссию на эту тему. А там уж как пойдет. Считая, что решение о правопреемственности России по отношению к Советскому Союзу в 1991 году было принято скоропалительно и без должного юридического оформления.

Или другой пример. Когда в респектабельном журнале Foreign Affairs появляется статья, где ради гарантий безопасности Украины предлагается создать новую военно-политическую структуру — нечто вроде Азиатско-Атлантического сообщества по безопасности, куда могли бы войти как ведущие западные страны, так и, например, Индия.

Впрочем, все эти упражнения для аналитических умов на текущий момент имеют сугубо вторичное значение, поскольку ни одна из противостоящих в конфликте сторон не считает методы достижения своих целей исчерпанными. Значит, время для политического урегулирования еще не настало. А вот дискуссии о гарантиях безопасности для Украины без членства в НАТО могут быть как формой подмены или торможения процесса вступления в альянс, так и служить подготовкой почвы для решения о непосредственном военном вмешательстве отдельных членов Североатлантического альянса в конфликт. Опять же, как пойдет.