Обновлено 24 мая в 18:00

Бизнесу приходят постоянные запросы от ФТС на получение документов. Если раньше можно было получить один такой запрос раз в пять лет, то теперь они приходят каждый месяц. Объемы документов, которые надо предоставить, только растут. У бизнеса это отнимает не только силы и время, но иногда и деньги.

В редакцию Business FM обратилась жительница Сергиева Посада Анна Федоренко. Она импорт-менеджер компании «Мотординамика». По ее словам, это маленький семейный бизнес на пару с мужем. Занимаются закупкой за рубежом вентиляторов и муфт для систем охлаждения дизельных моторов. Обычно это спецтехника для сельхозработ, те же тракторы. Наземные грузы оформляют в Истре, если доставка идет воздухом — то в аэропорту «Шереметьево». Работают восьмой год, поначалу сотрудничали с немецкими компаниями, после начала СВО переключились на Китай.

Анна прислала Business FM запрос от Федеральной таможенной службы. Это список документов, которые она должна предоставить для «корректировки таможенной стоимости» товаров. Проблема в том, что ответы по этим запросам отнимают кучу времени и сил, и стоит разобраться с одним запросом, как приходят новые, с еще большим списком документов, говорит Анна:

— Это называется «запрос документов для корректировки таможенной стоимости». В ФТС есть база товаров по разным категориям, и по какой цене они завозятся. Каждая фирма, которая что-то завозит на территорию Российской Федерации, должна предоставить инвойс, в котором проставлена стоимость товара. Там смотрят, анализируют и выводят среднюю стоимость. Когда мы работали с Германией, у нас всего один раз был такой запрос, что цена не совпадает со средней.

— А после того, как с Германией прекратили работать, начались усиленные проверки?

— Да. Первая проверка была в июле 2022 года. А в этом году буквально каждый месяц: февраль, март, апрель и сейчас опять. Конечно, это отвлекает. Последний запрос — на 28 пунктов, я четыре часа сидела, чтобы все это привести в порядок. Сначала нужно написать общее письмо, и по каждому пункту запроса я должна еще приложить кучу документов. Два человека в компании. Мы с мужем всем занимаемся.

Вот только навскидку некоторые документы, которые требует таможенная служба. Внешнеторговый контракт, все его приложения и дополнения. Инвойс и упаковочный лист. Заверенный перевод. Банковские документы. Авианакладную. Прайс-листы продавца, хотя в работе по индивидуальным заказам, как у нашей героини, их быть не может. Документы по транспортировке. Один раз запросили учредительные документы китайского поставщика, говорит Анна. Плюс все платежи по страхованию. Наконец, просят всю коммерческую переписку. А так как она на китайском, ее для таможенников еще надо перевести и заверить текст в бюро переводов. Один раз Анна даже диплом переводчика предоставляла. В общем, порядка 20-30 пунктов, и аппетиты таможни продолжают расти.

Здесь для бизнеса есть еще одна неприятная новость. По сути, вся эта проверка документов нужна для сверки двух стоимостей товаров — средней, подсчитанной самой ФТС, и той, по которой закупается бизнес в реальности. Разница этих стоимостей удерживается службой при таможенном оформлении на время проверки. Если бизнесу удается доказать документами, что все в порядке, ФТС разблокирует эту сумму. Если документов недостаточно, разницу забирает таможня. Курочка по зернышку — 10 тысяч с 10 импортеров — уже 100 тысяч рублей. Пакет документов в запросах растет, шансы на то, что что-то будет не в порядке, тоже растет. Судиться по таким небольшим суммам отдельный импортер не захочет, на то у ФТС и расчет, делится своими наблюдениями управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский:

Владислав Варшавский управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» «Вероятнее всего, такое пристальное внимание связано с тем, что у таможенного органа есть сведения о ценовой информации в отношении данного товара — индикативные цены, по которым ввозят иные импортеры, и что цены предпринимателя несколько отличаются в меньшую сторону от этих цифр. Поэтому таможенный орган и зачастил с этими запросами. К сожалению, суды не поддерживают импортеров о том, можно ли ограничить эти запросы. Суды поддерживают таможенный орган, что это право фактически ничем не ограничено, и таможенный орган сам определяет частоту запросов, а самое главное, объем документов точно так же он определяет самостоятельно. Бывают случаи, когда запрашиваются 20 и 30 документов, направляется один запрос, второй запрос с уточняющими требованиями предоставить еще какие-то точечные документы».

Business FM направила запрос в Федеральную таможенную службу, и вот что там ответили. «Исходя из описанной ситуации, совершаемые таможенным органом действия обусловлены выявлением признаков заявления недостоверных сведений в отношении декларируемых товаров и отсутствием документального подтверждения. Если таможенным органом выявлены признаки недостоверного заявления сведений в отношении таможенной стоимости, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские или иные документы или сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. Перечень признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров установлен пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров. В случае, если запрашиваемые документы ранее представлялись таможенным органам в ходе таможенного контроля, указанное лицо вправе не представлять повторно такие документы. При этом в таком случае лицо, которому направлен запрос информирует таможенный орган о том, что запрашиваемые документы ранее представлялись таможенным органам», — прокомментировала ситуацию ФТС.

Вариантов, что делать, по сути, два, говорят юристы. Либо планомерно отвечать на эти запросы и делать это как можно вдумчивее и детальнее, чтобы подтвердить сведения, заявленные в декларации. Либо все-таки обращаться в суды. После двух-трех решений в пользу импортера таможенники будут направлять запросы с меньшим энтузиазмом.

К слову, по поводу удержаний средств таможенной службой: на сегодня статистика таких дел складывается в пользу импортеров, говорят юристы. Надо судиться. Либо, если импортер не хочет в суд, можно обращаться в вышестоящий орган таможенной службы. Например, с регионального отделения обращаться на уровень федеральный. Тоже, говорят, помогает.