Bloomberg ожидает, что на этой неделе совет директоров нидерландской Yandex N.V. обсудит, кому продаст российскую долю компании. 51% «Яндекса», по информации агентства, готовы купить Владимир Потанин и Вагит Алекперов, а также Роман Абрамович и банк ВТБ. О решении отделить российский «Яндекс» от его международных компаний стало известно в ноябре прошлого года, эту сделку должны одобрить российские власти.

Как разделение повлияет на компанию? Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Идет разделение компании не по тому сценарию, по которому сейчас у нас все компании делятся, — за рубль отдают менеджерам, заключают соглашение о том, что через десять лет, например, они опять вернутся. Так сделал Softline, а также многие другие похожие компании. А здесь идет физическое разделение «Яндекса». Надо определить и согласовать цену компаний «Яндекса», которые находятся здесь, плюс цену компании, которая находится там. Соответственно, надо как-то определиться, к кому какие активы относятся, плюс есть право использования активов. У «Яндекса» в России все достаточно неплохо по экономике. С Кудриным, я уверен, придет и нормальное взаимодействие с государством, поэтому с точки зрения бизнеса самой российской компании «Яндекс», которая здесь будет находиться, я думаю, что никаких рисков у владельцев акций нет. Инвесторы, на самом деле, очень любят четкие понятийные истории, когда все не намешано в кучу. У российской компании большой пласт захода в Азию, но так как нас принудительно развернули условно в сторону Индии и Китая, российские компании будут работать туда, а та компания, которая останется, будет осваивать условные Европу и Америку. Мне кажется, для инвесторов это очень хороший сигнал. Но непонятно, как купить [акции], если можно было бы купить и там, и там».

С интересом инвесторы смотрят и на «Газпром». Решение о выплате дивидендов спрогнозировать трудно: с одной стороны, это поможет бюджету и рынку, а с другой — нелегкое положение, в котором монополист оказался за прошедший год. Экспорт газа в Европу продолжает снижаться, а налоговые отчисления в российский бюджет растут. С января этого года налог на добычу полезных ископаемых для компании вырос на 50 млрд рублей ежемесячно, также изменилась база расчета НДПИ на газ. Минфин рассчитал, что благодаря этому за текущий год бюджет получит более 600 млрд рублей дополнительного дохода. Продолжит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Белорусско-польский участок закрыт, одна украинская нитка закрыта, «Северный поток — 1» взорван, «Северный поток — 2» не запущен. Поставки в Европу упали более чем на 80 млрд кубических метров по сравнению с 2021 годом. Я думаю, что в этом году падение может составить еще 30-35 млрд кубов. Таким образом, получится, что в стране заперто где-то 110 млрд кубов, а может, даже и больше миллиардов кубов ранее экспортируемого газа. При этом прошлый год был достаточно успешным, мягко говоря. Потому что объемы, несмотря на падение экспорта, оставались относительно серьезными — более 60 млрд кубов, а главное, цена была фантастической. И в этом плане удалось финансово не заметить проседание объемов. Но в этом году уже не так. В 2023 году, когда обвалился экспорт и цены стали иные, рентные сборы с «Газпрома» выше, чем были в 2019-2021 годах. Например, в январе-апреле 2020 года «Газпром» заплатил 340 млрд. А сейчас 565 млрд. Когда государство, правительство будут принимать решение о дивидендных выплатах, я думаю, фактор того, что «Газпром» по-прежнему платит много денег в бюджет, может быть принят во внимание».

Летом прошлого года «Газпром» решил не выплачивать дивиденды за 2021 год. После этого в августе акционеры компании утвердили промежуточные дивиденды за первую половину 2022 года в размере 51,03 рубля за акцию. Уже тогда аналитики предполагали, что следующие дивиденды будут не столь радостным событием. Ожидания сейчас находятся на уровне от восьми до десяти рублей за акцию. Но уверенности в том, что такие выплаты вообще будут, у экспертов нет.