В Азии одновременно прошли три международных саммита
Вряд ли проведение в одни и те же даты G7 в Японии, саммита «Китай — Центральная Азия» в Китае и встречи Лиги арабских государств в Саудовской Аравии можно счесть простым совпадением. Это больше похоже на дальнейшие маневры в выстраивании новой архитектуры международных отношений. Есть ли уже видимые результаты встреч?
Читать на полной версииЯпония приняла встречу «Большой семерки», в Саудовской Аравии состоялся съезд Лиги арабских государств, а Пекин организовал первый саммит «Китай — Центральная Азия».
Саммит Лиги арабских государств прошел в пятницу в городе Джидда, экономической столице Саудовской Аравии. Мероприятие запомнится двумя моментами, историческим и, скорее всего, конъюнктурным. Во-первых, арабские столицы вновь пригласили к диалогу Сирию, которая провела в дипломатической опале более 12 лет. С началом гражданской войны в стране ее членство в организации было приостановлено, а теперь на саммит приехал сам Башар Асад. Сирийский лидер заявил об «исторической возможности» перестройки региона «с минимумом иностранного вмешательства». Судя по всему, воссоединением Лиги довольны не все — как пишет Al Monitor, эмир Катара Тамим ат-Тани, который называл Асада «военным преступником», покинул зал заседания перед его выступлением, «похоже, в знак протеста».
Другим необычным гостем саммита стал Владимир Зеленский, призвавший арабские страны поддержать украинский мирный план, подразумевающий возврат территорий Киеву. Судя по всему, это тоже восприняли холодно — к вечеру саудовский МИД заявил, что придерживается «позитивного нейтралитета» и поддерживает Россию и Украину в равной степени. Комментирует доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев:
— С Зеленским как раз все понятно, чтобы не обидеть американцев, показать, что они многовекторны, что они не играют в русскую дуду, а в свою дуду дуют. Им же надо было как-то уравновесить приглашение Асада, человека, которого они призывали уйти в отставку 12 лет назад, а он не ушел. Как-то неловко получилось. Выстоял, помогли ему Россия и Иран. И чтобы как-то компенсировать в глазах американцев вот такое дипломатическое телодвижение, они пригласили Зеленского, чтобы показать, что нет, мы под русских не прогибаемся.
— А что означает демарш эмира Катара, который покинул саммит после приезда Асада?
— Просто в свое время он там вместе со всеми остальными ребятами вложил миллиарды в сирийскую оппозицию, другие, правда, тоже вкладывались, однако не обнимаются с Асадом. Я думаю, что, возможно, чтобы не портить отношения с американцами, он, не возражая против решения Лиги вернуть в свои ряды Сирию, он как бы продемонстрировал свое личное отношение. Я думаю, что это тоже игра на публику.
Другой региональный саммит — «Китай — Центральная Азия» — прошел в пятницу в Сиане, одной из четырех великих древних столиц Китая. Сообщается, что Си Цзиньпин предложил участникам расширить трансграничную торговлю и обещал выделить странам региона почти экономическую помощь на миллиарды долларов. Также председатель КНР сделал выпад в адрес западных лидеров, обвинив тех в сдерживании развития Пекина и разжигании «цветных революций». Продолжает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Китай выступает и сейчас довольно крупным инвестором в этом регионе, и, например, Си Цзиньпин буквально на днях объявил, что Китай представляет около 3,7 млрд долларов США в виде финансовой помощи и поддержки стран Центральной Азии. Это, конечно, во многом приведет к тому, что китайские товары тоже будут переориентированы на рынок труда Центральной Азии, то есть, в общем, это для стран этого региона очень важный момент. Но есть еще и политическая составляющая, потому что, конечно, не случайно это происходит параллельно с проведением G7. «Большая семерка», очевидно, посвящена тому, как сдержать Китай, как не пускать китайские товары и, самое главное, китайские технологии в западный мир, а также в ряд региональных рынков, например Австралии и Новой Зеландии. Китайская же инициатива по Центральной Азии в основном направлена, наоборот, на расширение максимального влияния, взаимодействия и торговли».
Трехдневный саммит G7 начался в пятницу в японской Хиросиме. Как пишет Reuters, главными темами контактов стали отношения Запада с Китаем и Россией. По данным агентства, в черновик коммюнике вошло заявление о том, что G7 стремится сократить «избыточные зависимости» от КНР и противодействовать «пагубным практикам» в областях технологий и данных, но не стремятся навредить стране или замедлить ее развитие. Клуб развитых экономик, на который приходится около трети мирового ВВП, призывает Пекин поддерживать мир в Тайваньском проливе и оказать влияние на Россию по Украине.