Обновлено 20 мая в 12:31

Запад вводит новые санкции, но отказался от тотального запрета на экспорт в Россию. По крайней мере, так утверждает Bloomberg — по данным агентства, согласование эмбарго признали слишком сложным.

Вместо этого члены «Большой семерки» обещают «заморить голодом» российский ВПК, а США и Великобритания существенно расширяют санкционные списки.

Переход от режима точечных запретов к режиму точечных исключений мог стать едва ли не самым серьезным ужесточением санкций в отношении России за весь период конфликта. Как сообщали западные СМИ, часть членов «Большой семерки» настаивали, что число и сложность введенных санкционных пакетов создают необходимость упрощения — и лучше попросту запретить экспорт всего, а для отдельных категорий сделать исключения. В числе таковых назывались, например, продукты и медикаменты.

Теперь, как сообщает Bloomberg, от идеи решили отказаться — или хотя бы не принимать решения на этом саммите G7. Сообщается, что причиной стали опасения по поводу сложности согласования тотального запрета. В частности, Евросоюз как восьмой член «семерки» должен был бы согласовать эмбарго со всеми членами блока — видимо, это признали проблематичным. Вместо этого страны G7 объявили о намерении усилить существующие санкции и расширить отдельные списки. Комментирует политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовт политолог, журналист «В принципе ничего хорошего там не готовят. Очередной виток санкционного давления и усиления помощи Украине. Ставка делается на продолжение не только военного* противостояния силами ВСУ, но и экономического противостояния силами уже всего коллективного Запада. Было заявление, что «семерка» приветствует продление зерновой сделки, однако никаких положительных решений по удовлетворению хотя бы частично тех российских требований, которые выдвигались как условия продления этой сделки, пока тоже не прозвучало. Прозвучали, наоборот, новые санкции в отношении представителей аграрного бизнеса России. Я думаю, что все уже на Западе вполне готовы и морально, и материально к тому, что конфликт на Украине продлится еще не только в этом, не только в следующем, но и, возможно, еще несколько лет. Я думаю, там в каких-то сценариях прописывают и такие варианты. Думаю, что никакое поражение Украины для Запада не является политически приемлемым, пока во всяком случае. Повышающаяся цена поддержки Украины, может быть, и смущает, но они готовы платить. Пока я пределов их платежеспособности, честно говоря, не вижу».

Как сообщается на сайте Минторга США, страна ужесточает экспортный контроль в отношении промышленных секторов России и Белоруссии. Под запрет попадают более 1200 наименований, в том числе ковровые покрытия, косметика, парфюмерия, а также антиквариат, алкоголь и часы. Дополнительно вводятся ограничения в отношении 69 российских юрлиц — в том числе концерна «Аврора», Казанского порохового завода, Тульского машиностроительного завода, Санкт-Петербургского горного университета и Российского госуниверситета нефти и газа имени Губкина, а также двух компаний из третьих стран, Армении и Киргизии, обвиненных в содействии уклонению от санкций.

Список физических лиц расширен на 43 позиции. Среди прочего это вице-премьер Виктория Абрамченко, глава Минпросвещения Сергей Кравцов, омбудсмен Татьяна Москалькова, гендиректор венчурного фонда «Восход» группы «Интеррос» Руслан Саркисов и бизнесмен Игорь Кесаев, крупный совладелец группы «Меркурий», которая управляет сетями «Красное и белое» и «Бристоль». Одновременно меры вводит Британия — они затронут 86 физических и юридических лиц из России, в том числе банк «Тинькофф», Росбанк, АФК «Система» и ряд других компаний ВПК и экспортных секторов. О последствиях для экономики рассуждает экономический обозреватель Вячеслав Абрамов:

Вячеслав Абрамов экономический обозреватель «Те санкции, которые мы увидели с утра со стороны Великобритании в отношении некоторых наших металлургических компаний, на мой взгляд, особой роли не сыграют. Некоторые компании и так уже находились под санкциями, поэтому влияние будет ограниченным. Компании уже в принципе адаптировали все свои поставки и ведение бизнеса. Что касается буквально недавно опубликованных санкций со стороны Минфина США — две наших золотодобывающих компании попали под санкции и в черный список («Полис» и «Полиметалл»). Мы видим, что сейчас акции достаточно негативно отреагировали, но есть нюансы. Пока сложно сказать, насколько это будет непосредственно сильно влиять на бизнес компаний, потому что там есть поправки, что не все дочерние предприятия также внесли в список. Поэтому я думаю, что так или иначе сейчас в моменте есть негатив, но в то же время я думаю, что на следующей неделе, через неделю у всех будет понимание, что особо сильно это на компанию не повлияет. Поэтому мы вполне сможем продолжать вести бизнес с точки зрения этих компаний».

Как говорится в заявлении, «семерка» намерена «увеличить издержки России и тех, кто ее поддерживает», чтобы «заморить голодом российскую военную* машину». Страны клуба продолжат заморозку российских активов, пока Москва не компенсирует ущерб Украине, и примут меры, чтобы предотвратить использование филиалов российских банков в третьих странах для обхода санкций. Также G7 планирует снижать зависимость от России в сфере ядерной энергетики.

Первые ответные меры Кремля уже объявлены. Как сообщили в российском МИД, под санкции попадают 500 граждан США, в том числе руководители ветвей исполнительной власти, избранные в прошлом году конгрессмены и главы компаний ВПК, а также «знаковые» фигуры, включая бывшего президента США Барака Обаму. Всем фигурантам списка запрещен въезд в Россию, об экономических ограничениях не сообщается.

При этом вместе с введением новых ограничений Минфин США впервые с начала боевых действий России на Украине снял санкции с российского бизнесмена — сооснователя IBS и бывшего участника списка Forbes Анатолия Карачинского.

В апреле 2022 года он был включен в SDN-список как член наблюдательного совета банка «Открытие». Меньше чем через месяц после этого он вышел из совета директоров IBS вместе с бывшим финансовым директором Юлией Юхади. В июне Карачинский перестал быть бенефициаром группы компаний, продав свою долю операционному менеджменту IBS.

Комментирует партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «Здесь обычный порядок административного пересмотра американских санкций. Есть норма в своде федеральных законов США, которая позволяет подать заявление о снятии американских санкций. Если разобраться в вопросе, Карачинский был включен в список санкций США как член наблюдательного совета банка «Открытие». В середине 2021 года он туда вошел. Сначала банк «Открытие» попал под санкции в прошлом году, и он лично попал под американские санкции. Карачинский вышел из данного банка, прекратил с ним любую связь, после чего написал заявление, и это заявление рассмотрели. Я считаю, что довольно быстро его рассмотрели, потому что многие заявления, которые подали в прошлом году в похожих обстоятельствах, еще даже не рассмотрены. У рассмотрения дела Карачинского есть несколько слагаемых успеха: нужно просто подать заявление, сказать, что этих оснований (по которым были наложены санкции. — BFM) больше нет. Есть два комитета по внешним сношениям в верхней и нижней палате американского парламента, и по кандидатуре, с кого они хотят снимать санкции, подается заявление, что мы хотим снять с такого-то лица с такого-то числа. Если конгресс не против, то с человека снимают санкции. Здесь, скорее всего, судя по скорости процедуры, хотя я не могу утверждать это точно, имело место привлечение лоббистов».

С прошлого года снятия санкций с себя добиваются миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен, основатель Тинькофф банка Олег Тиньков и другие. Но пока Минфин США не принял решения по их делам.

*Минобороны РФ подчеркивает, что речь идет о спецоперации