Госдеп намекает на возможность признать Россию спонсором терроризма. Комментарий Георгия Бовта
Несмотря на то что Джо Байден ранее высказывался против присуждения этого статуса России, инициатива может быть реализована. Зачем это понадобилось США именно сейчас?
Читать на полной версииГоссекретарь США Энтони Блинкен впервые допустил признание России страной — спонсором терроризма. Такое заявление он сделал в ходе дискуссии с сенатором-республиканцем Линдси Грэмом во время слушаний в сенате. Грэм настаивал, что Россию должны объявить государством — спонсором терроризма, так как это, по его мнению, поможет удержать такие страны, как Китай, от предоставления военной помощи Москве. В прошлом сентябре президент США Джо Байден отрицательно ответил на вопрос, следует ли США признать Россию страной — спонсором терроризма. Сейчас в соответствующем списке Госдепартамента США четыре государства — Сирия, Иран, КНДР и Куба.
Осенью прошлого года спонсором международного терроризма Россию признал Европарламент. Однако та резолюция не носила, во-первых, обязывающий характер. Во-вторых, в законодательстве Евросоюза не предусмотрено конкретных действий, которые следует предпринимать после присуждения такого статуса. Резолюция как раз призывала разработать такое законодательство. Несколько стран — членов ЕС приняли соответствующие постановления на национальном уровне.
В законодательстве США как раз прописаны меры, которые надлежит предпринимать в отношении страны — спонсора терроризма. На практике большинство таких санкций уже действуют в отношении России. Включение в соответствующий список — это прерогатива Госдепа, а вот имплементация сопутствующих санкций отдается на откуп Минфину. Санкции, предусмотренные статусом государства — спонсора международного терроризма, называют «ядерным оружием» в экономике. Они главным образом призваны оказывать мощный сдерживающий эффект для всех финансовых учреждений мира, имеющих дела с такой страной. Они могут решить полностью прекратить все операции с Россией, даже если таковые не запрещены конкретными санкциями. То есть под удар подпадают любые операции с таким государством, поскольку все они могут быть сочтены слишком рискованными.
Во-вторых, статус спонсора терроризма может расширить юридические основания для судебных претензий к России со стороны граждан США, включая семьи американских наемников, убитых или раненых в результате конфликта на Украине. Граждане США смогут претендовать в американских судах в том числе на получение конфискованных российских активов, которые пока заморожены, но в случае обретения статуса государства — спонсора терроризма их будет гораздо легче конфисковать. В том числе на цели восстановления Украины и компенсации украинским жертвам конфликта.
В настоящее время «Закон об иммунитетах иностранных суверенитетов» предохраняет иностранные правительства от исков в США. Статус спонсорства терроризма является поводом для снятия иммунитета. В первую очередь если речь идет о, например, таких преступлениях, как пытки, внесудебные расправы и тому подобное. В законодательстве США отсутствует четкое определение терроризма и его отличий от того, что международными конвенциями называется «нарушением правил и обычаев ведения войны». В принципе, конгресс может взять на себя инициативу более точного юридического определения, какие именно действия имеются в виду.
Уже сейчас многие зарубежные компании трактуют санкции расширительно и исходят из собственного понимания так называемого репутационного ущерба, отказываясь вести дела с российским контрагентами даже в случаях, когда это не запрещено никакими санкциями. Статус спонсора терроризма может существенно расширить этот список, в том числе за счет компаний, которые сейчас участвуют в экспорте зерна из России, или различных видов сырья, включая нефть и газ. Следует ожидать резкого усиления давления со стороны США на всех партнеров России с целью прекратить всякие торговые отношения под угрозой применения санкций к отказникам.
Летом прошлого года Сенат США по инициативе как раз Линдси Грэма, республиканца из Северной Каролины, принял не обязывающую резолюцию, призывающую Белый дом включить Россию в черный список. В качестве обоснования приводились не только действия России на Украине, но и в Чечне, Грузии, Сирии и чуть ли не по всему миру. Тогда Госдеп возражал против таких мер, а Джо Байден открыто высказался против. Контраргументы состояли в том, что в результате будет сильно затруднено какое-либо дипломатическое взаимодействие между Вашингтоном и Москвой. Впрочем, и из Москвы тогда дали понять, что в этом случае дипломатические отношения между Россией и США могут быть попросту прекращены официально.
У конгресса остаются юридические возможности обойти исполнительную власть в этом вопросе. В палате представителей лежит соответствующий законопроект, который позволит именно законодательным путем включить Россию в список спонсоров терроризма в обход администрации.
Почему именно сейчас госсекретарь Блинкен намекает на возможность пойти на такие меры? Основное предположение состоит в том, что этот намек тесно увязан с ведущимися сейчас, насколько известно, кулуарными переговорами между Москвой и Вашингтоном на предмет обмена заключенными. Прежде всего, Вашингтон хочет получить обратно корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковича, обвиняемого в шпионаже, и уже осужденного за него бывшего морпеха Пола Уилана. Обсуждается вопрос о возможности включения в обменный список россиян, осужденных в третьих странах. Вопрос возвращения конкретных американских граждан имеет большой политический вес в глазах американского общества. Так что не следует недооценивать решимость администрации пойти в том числе и на довольно жесткие меры, если сделка не состоится.