Пользователи такси могут столкнуться с дефицитом перевозчиков с 1 сентября
Об этом предупредило Общероссийское объединение пассажиров. Причина — новые требования закона: специальных реестров таксистов пока нет нигде, кроме Москвы
Читать на полной версииТакси, возможно, придется ждать часами. С 1 сентября пользователи такси могут столкнуться с дефицитом перевозчиков из-за новых требований закона о такси, принятого в 2022 году.
Как заявило Общероссийское объединение пассажиров, специальных реестров таксистов не создали ни в одном регионе, кроме Москвы.
Организация попросила Совфед и депутатов перенести на год, до сентября 2024 года, вступление в силу части поправок к закону о такси. Он предполагает создание в каждом регионе трех реестров — служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Собирать и обрабатывать сведения из региональных реестров будет федеральная государственная информационная система легковых такси. Но проблема в том, что региональные реестры до сих пор не созданы из-за отсутствия средств в местных бюджетах и технической базы, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты Илья Зотов:
Илья Зотов председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты «В регионах те реестры, которые должны быть созданы, они не созданы, а агрегаторы смогут передавать заказ только водителю из данного реестра. Но, поскольку реестров нет, водитель не сможет туда подключиться, мы придем к ситуации, что пассажир не сможет вызвать машину. Это неприменимо к Москве, поскольку в Москве эта система создана, она в прошлом году уже была создана и активно работает. Но сейчас важная задача правительства — скорректировать действие данного законопроекта, чтобы он был все-таки реализуемым, были установлены плановые запуски указанных статей, поскольку сейчас закон вступает в силу с 1 сентября. Нет никаких отсылочных норм на то, что ряд статей может вступить в силу чуть-чуть позднее, чтобы регионы настроились, компании-перевозчики настроились на эту систему, ну и пассажирам не потерять машины, чтобы стоимость услуг не выросла».
По словам Зотова, еще не ввели в эксплуатацию государственную информсистему легковых такси, а само ее использование во всех регионах технически невозможно. По данным контракта на создание системы, ее возможности позволят за год обрабатывать только 50 тысяч записей о перевозчиках, в то время как на конец 2021 года в России числилось более 400 тысяч выданных разрешений на перевозку, отметил Зотов.
Но в законе есть и ряд других нереализуемых пунктов. Например, по поводу обязательных медосмотров водителей. Если они самозанятые, медицинские организации отказываются заключать с ними договоры, говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Из области фантастики. Для такси невозможно и вообще работать как самозанятому, и заключать договоры с медицинскими организациями. По предыдущим законодательным актам договор с медицинской организацией может заключить только юридическое лицо, то есть индивидуальный предприниматель или ООО. Отдаются возможности получения разрешения на вид деятельности такси для самозанятых, а самозанятыми ни одна медицинская организация для прохождения медицинского осмотра договор заключать не будет. Невыполнима в этой сфере, невыполнима в регионах, чтобы к этому времени все данные о каждом заказе агрегатор передавал в единую базу данных, таких вычислительных центров в регионах нет. И взять регионам сейчас какие-то заоблачные деньги, чтобы создать эти центры, такой возможности тоже нет. Но еще там ряд пунктов. Сейчас огромная проблема с ОСАГО для такси, страховые компании отказываются страховать такси. Если даже наступает страховой случай, они отказываются ремонтировать автомобили такси. Большой пробег, чаще гораздо попадают в ДТП. В том виде, в каком закон сейчас принят, подписан, он работать не будет».
Всеми этими вопросами занимается Минтранс. Ведомство должно стать оператором федеральной информационной системы легковых такси.
Закон требует от водителя такси заключить официальный трудовой договор с перевозчиком. Если у него есть непогашенная судимость и более трех неуплаченных административных штрафов, работать таксистом он не сможет. Регионы также получили возможность устанавливать требования к цветовой гамме и экологическому классу автомобиля. Службы заказа легкового такси будут обязаны предоставить ФСБ доступ к базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов.