Турецкий рынок недоволен результатами выборов
Фондовые индексы потеряли по несколько процентов, а курс лиры приблизился к историческому антирекорду. Что еще с собой принесли итоги первого тура президентских выборов?
Читать на полной версииУтро 15 мая на Стамбульской бирже выдалось непростым. После ночных новостей о промежуточных результатах выборов стало ясно, что социологи серьезно ошиблись: большинство опросов прочили Кылычдароглу незначительное преимущество, а в итоге первый тур чуть не закончился победой Эрдогана. На открытии торгов ключевой индекс BIST 100 опустился более чем на 6%, спровоцировав полную остановку торгов на площадке. После возобновления бенчмарк отыграл половину потерь, но к вечеру снова откатился до отметки в 4,5 тысячи пунктов. Лира также ползет вниз, но незначительно — курс турецкой валюты вплотную приблизился к беспрецедентному уровню в 20 лир за доллар.
Продолжает в эфире CNBC основатель Tanto Capital Partners Озан Озкурал:
По данным Bloomberg, лиру в понедельник поддерживали искусственно. Как утверждают источники агентства, госбанки вмешались для сохранения курса в районе 19 лир 65 курушей за доллар. Центробанк страны давать комментарий по стоимости турецкой валюты отказался. Издание приводит оценки JPMorgan и HSBC, согласно которым лиру может ждать дальнейшее падение как минимум до 24 за доллар. «Резкую девальвацию» также ожидает Goldman Sachs, но сроки в прогнозах не называются.
Не разделяет пессимизма управляющий партнер Real East Group Замир Кулиев:
Замир Кулиев управляющий партнер Real East Group «Это связано с тем, что у Турции есть краткосрочный внешний долг — нужно выплатить около 200 млрд долларов в ближайшее время. И разница между импортом и экспортом отрицательная. Здесь нет валютных доходов, как, например, у России в случае с нефтью. Когда приходит время платить долги, приходится выкупать валюту. Поэтому доллар и улетает. До выборов его сдерживали, а так он уже давно должен был подняться до 25 за доллар. Это не связано с выборами. Говорят, после выборов арабские страны и некоторые партнеры Турции обещали сделать вливания в валютную экономику, что уронит доллар до 15 или 18 лир».
Программа Кылычдароглу подразумевает разворот по целому ряду аспектов экономической политики Эрдогана. В частности, оппозиционер обещал нормализовать подход к банковским ставкам и назначить «автономного» главу Центробанка. Как напоминает Bloomberg, действующий президент сменил троих руководителей ЦБ, стремясь минимизировать стоимость заимствований. Планам, может быть, не суждено сбыться: хотя последние предвыборные опросы прочили Кылычдароглу уверенную победу во втором туре с отрывом в 4-5%, это немногим больше размеров ошибки социологов по итогам первого тура.