В законе об иноагентах появится новая категория — «третьи лица». Об этом сообщил замминистра юстиции России Олег Свириденко на 11-м Петербургском международном юридическом форуме.

По словам Свириденко, «третьими лицами» будут считаться лица, которые не являются иноагентами и даже не аффилированы с иноагентами, но при этом оказывающие «определенное влияние волей-неволей и помогающие иноагентам нарушать закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Как отметил замминистра, он рассчитывает, что у Минюста появится инструмент предупреждения таких лиц о том, что они взаимодействуют с иноагентами, и рискуют оказаться вне закона, после чего будет следовать штраф.

Профильный комитет Госдумы уже поддержал законодательную инициативу. Проект опубликован на портале нормативно-правовых актов. Вот что рассказал один из инициаторов законопроекта депутат Сергей Леонов о том, что это за категория и кто рискует в нее попасть:

— Этот законопроект достаточно пластичен, и закон вообще в целом постоянно дорабатывается, потому что те методы и те приемы, которые используют другие страны против нашей страны, имеют различные направления, которые мы должны купировать. Поэтому закон постоянно будет совершенствоваться, постоянно будут вноситься изменения, постоянно будет расширяться перечень иноагентов.

— Какие критерии будут у таких лиц?

— Например, из последнего. Есть иноагенты, которые официально зарегистрированы, и они должны официально сказать: «Да, мы иноагенты, мы должны в Минюсте сообщить, что мы действительно работаем и имеем юридическое лицо». А есть иноагенты, которые действуют без образования юридического лица, они вроде как имеют филиалы в Российской Федерации и не регистрируют юридическое лицо и фактически не подпадают под действие закона об иноагентах. Но они реально ведут деятельность, поэтому такие организации и филиалы тоже будут выявляться, и фактически они будут подпадать под закон об иноагентах. И те люди, которые сотрудничают с этими организациями и ведут с ними совместную деятельность, тоже будут подпадать под данные законы, под определенные санкции.

— Как будут выявляться такие лица, что именно они должны будут сделать?

— Есть определенные критерии, которые будут фиксироваться Минюстом, которые будут направлены против интересов нашей страны. Минюст будет опубликовывать список, и с этими организациями, и с их филиалами, неважно, юрлица или не юрлица, нельзя будет иметь дело.

— Допустим, совершенно случайно я отправила кому-то деньги, другу, допустим, а он оказывается иноагентом. Получается, я тоже иноагент?

— Нет, это физлицо. Есть реестр иноагентов-физлиц, можно посмотреть, есть этот друг в иноагентах или нет, это нормальная ситуация. Но если это юрлицо, конечно, здесь сложнее. Поэтому лучше никому деньги не отправлять, а отправлять тем общественным организациям, которые известны в России, которые ведут деятельность в интересах России, и вы точно не ошибетесь.

Если смотреть примечания и пояснительные записки к законопроекту о «третьих лицах» в законе об иноагентах, становится ясно, что статус иноагента продолжит расширяться, при этом текст поправок допускает очень широкие трактовки так называемого взаимодействия с иноагентами и содействия им, считает адвокат, глава адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов:

Александр Карабанов адвокат, глава адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» «Сейчас в формате действующего закона есть некие ограничения, под которые, в общем-то, эти иностранные агенты подпадают. Сейчас новая инициатива хочет дополнить список людей, которые также могут подпасть под санкции нашего закона, их обозначают как третьи лица. Третьи лица, по большому счету, это некий вспомогательный аппарат. Его действия могут быть выражены разными способами. Например, если гражданин разделяет точку зрения того или иного иностранного агента и донатит ему свои денежные средства, осуществляет переводы, поддерживая его деятельность, то я считаю, что по новой инициативе эти лица также могут быть привлечены и определены в новую категорию, как третьи лица. Либо иные действия, направленные на помощь иностранным агентам в продвижении своих идей либо в продвижении своих действий, которые, в общем-то, закон запрещает. Есть граждане, например, которые заказывают рекламу на разных YouTube-каналах, которые определены как иностранные агенты, и денежные средства, которые поступают на расчетные счета, могут идти как на продвижение его деятельности, так и на финансирование каких-то группировок, которые запрещены на территории Российской Федерации. И наша организация, такая, как Росфинмониторинг, может устанавливать именно потоки денежных средств и, собственно говоря, эти граждане, которые действуют исходя из своих каких-то убеждений, могут очень жестко подпасть под санкции нашего закона и тоже будут нести ответственность, так что надо очень внимательно относиться к тому, какие делать репосты, какие делать донаты для того, чтобы не получить какой-то рикошет».

Закон об иноагентах, с момента его появления в российском законодательстве в 2012 году, постоянно расширялся. С 2017 года статус иноагента присваивают СМИ, с 2020 года — еще и физлицам. Сегодня в реестре иностранных агентов содержится около 600 физлиц и организаций.