Банки с базовой лицензией — это небольшие организации. Крупные банки утратили свои зарубежные корреспондентские счета из-за санкций. Летом прошлого года ЦБ временно разрешил более мелким игрокам открывать счета в других странах. Таким образом, обладатели базовой лицензии могут стать своеобразными расчетными центрами, которые имеют доступ к глобальным валютным операциям.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные ЦБ, пока такой возможностью смогли воспользоваться только три банка. При этом неясно, какие именно. Утверждается, что одна из кредитных организаций получила корсчета в Узбекистане, Армении и Турции. Другая — в Азербайджане, еще одна — в Казахстане. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал агентству, что этот процесс «сложный, тем не менее он идет».

Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий отмечает, что небольшие банки зачастую сами не заинтересованы в выходе за рубеж: их клиентской базе это не нужно. Но даже если желание есть, трудностей очень много:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Куча факторов. В первую очередь факторов, связанных со сложностями санкционного характера. По существу, российские банки являются во многих странах «персонами нон грата». Открыть или сохранить корсчет в зарубежном банке — это достаточно сложная задача в современных условиях, с которой относительно слабые банки могут просто не справляться».

Эксперт предполагает, что одной из трех неназванных организаций может быть Индустриальный сберегательный банк, у которого есть система денежных переводов PlusPay. Она взаимодействует с партнерами в том числе из Центральной Азии.

Главный редактор банковского портала Finnews.ru Владимир Шевченко полагает, что в схеме могут быть заинтересованы и большие кредитные организации:

Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru «Нельзя исключать того, что количество банков с корсчетами будет увеличиваться. Но, скорее всего, это будут страны СНГ. Но лучше так, чем никак. В 1996 году была «семибанкирщина», а в 1998 году именно эти банки испытали огромные трудности и почти все умерли. Перед тем как умереть, они открыли так называемые бридж-банки, «мостики». Нельзя исключать, что сейчас потихоньку может происходить такая же ситуация: какой-нибудь крупный банк под санкциями через «дружественных» лиц купит себе маленький банк и начнет работать через него».

В 2017 году ЦБ разделил лицензии банков на базовые и универсальные. Кредитные организации с базовой лицензией обязаны иметь уставный капитал в размере не менее 300 млн рублей, универсальные — от 1 млрд рублей. Базовые были значительно ограничены в работе с иностранными юрисдикциями.

Открывать корсчета за границей обладателям базовой лицензии пока можно до 31 декабря. Эльвира Набиуллина не так давно говорила, что рассматривается возможность сделать эту опцию бессрочной. Опрошенные Business FM специалисты расходятся во мнениях, продлят ли ее. С одной стороны, это потенциальный путь обхода санкций, с другой — через маленькие банки могут пойти сомнительные трансграничные платежи.

Эксперты отмечают, что корсчета за рубежом позволяют небольшим кредитным организациям проводить расчеты в долларах, евро или национальных валютах. Но в то же время подчеркивают: в надежных местах это сделать сложно, а в мелких иностранных банках есть финансовые риски. Кроме того, далеко не факт, что крупные российские подсанкционные банки смогут вести дела через маленькие: тем грозят вторичные санкции.

Основное направление для новых корсчетов — Азия, страны, которые власти России считают «дружественными». Но порой там непросто открыть счет даже физлицам, есть проблемы с обслуживанием карт «Мир». Поэтому не стоит удивляться, что и межбанковское общение тоже идет негладко.