Великобритания собирается признать ЧВК «Вагнер» террористической организацией, сообщает газета The Times со ссылкой на источники в правительстве. Решения, принятые Национальным собранием Франции и готовящиеся властями Великобритании, отчасти раскрывают механизм выработки санкций вообще. Во многом это происходит на основе изучения открытых источников информации. В этом смысле повышенная в последнее время медийная активность главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина могла привлечь к нему дополнительное внимание. Мол, как же это мы про него забыли? Тем более что новые санкционные пакеты надо же чем-то наполнять. Хотя против организации Пригожина у европейцев имеются серьезные аргументы. Сам он оказался под санкциями ЕС еще в 2020 году в связи с выдвинутыми тогда обвинениями в причастности «Вагнера» к междоусобной войне в Ливии.

В апреле прошлого года Пригожин и его структура попали под новые санкции ЕС в связи с событиями на Украине. Теперь же официальное признание «Вагнера» террористической организацией грозит уголовным преследованием не только за членство в ЧВК, но и за посещение ее мероприятий, выражение поддержки, ношение символики. Финансовые транзакции будут не просто заморожены, как полагается делать сейчас, но и деньги будут конфискованы.

В январе Конгресс США призвал признать «Вагнера» террористической организацией. Однако Минфин США, вводя тогда новые санкции против Пригожина и некоторых связанных с ним лиц и структур, определил «Вагнера» как «значимую транснациональную преступную организацию». Это все же другой юридический статус. Тогда как статус террориста в американском законодательстве означает, по сути, вне закона.

То, что инициатива исходит на сей раз именно от Франции, заслуживает разъяснения. Именно у Парижа к ЧВК накопились вопросы не только и даже не столько в связи с Украиной, сколько в связи с активностью «Вагнера» в Африке. В начале этого года глава Минобороны Франции Себастьян Лекорню откровенно заявил, что для «Вагнера» Франция стала врагом номер один в Африке».

Можно перефразировать и наоборот, поскольку Париж во многом связывает сокращение своего влияния на Африканском континенте именно с активностью данной военизированной структуры. Кстати, именно в начале года французский контингент из 400 человек попросили «на выход» из Буркина-Фасо после 13-летнего там пребывания. Новые власти, взявшие контроль над столицей страны Уагадугу после очередного военного переворота прошлой осенью, якобы решили воспользоваться услугами ЧВК «Вагнер» для победы над исламистами, контролирующими 40% территории страны.

Пригожин, впрочем, никогда не подтверждал присутствия в этой стране, однако такие подозрения высказывали власти соседней Ганы. Ранее французов «вагнеровцы» вытеснили из Центрально-Африканской Республики и Мали. В обоих случаях это сопровождалось обвинениями, что русские, мол, хотят захватить контроль над природными ресурсами этих стран.

Впрочем, также в обоих случаях и местные власти утверждали, что французы не очень им помогли справиться с местными исламистам. В нескольких африканских странах еще остается около шести тысяч французских военных, однако в неспокойном регионе Сахеля они чувствуют себя особенно неуютно. Примечательно, что уход французов из Мали и Буркина-Фасо сопровождался запретом на вещание французских СМИ, на смену которым пришли RT и Sputnik.

Сейчас разворачивается вооруженное противостояние в Судане между регулярной армией во главе с генералом Абдулом Фаттахом аль-Бурханом и так называемыми Силами быстрого реагирования (RSF) во главе с генерал-лейтенантом Мохаммедом Хамданом. Они правили совместно после военного переворота двухлетней давности. Первые контролируют нефтедобычу в стране, вторые — золотые прииски.

Ранее в западных СМИ появлялись утверждения, что Россия на фоне западных санкций занимается теневым вывозом золота из Судана. При том что власти в лице RSF якобы предоставили прииски в концессию ЧВК «Вагнер» в обмен на военную помощь. Москва никогда это не подтверждала.

Генерал Хамдан, в то время еще соправитель в составе временной администрации, приезжал в Россию прошлой весной. В начале текущего года в ходе визита в Судан Сергея Лаврова было получено согласие военных властей на создание пункта материально-технического обслуживания российских военных кораблей, о чем был заключен договор еще в 2020 году. Это важно еще и на фоне санкций для гражданских российских судов, проходящих через Суэцкий канал, поскольку им запрещен вход в европейские порты.

Признание ЧВК «Вагнер» террористической организацией, таким образом, в чисто практическом смысле направлено в первую очередь против ее активности в Африке. А в отношении того, чем она занимается на Украине, санкции никакого влияния не окажут.