Литва хочет самостоятельно блокировать транзит товаров в Калининград
Это позволит Литве ограничивать потоки товаров без согласования с другими странами Евросоюза. Для чего Литве нужна односторонняя блокировка транзита?
Читать на полной версииЛитва просит Евросоюз разрешить ей самостоятельно блокировать транзит товаров через свою территорию. Соглашение позволит Литве ограничивать потоки товаров без согласования с другими странами союза. Глава МИД республики Габриэлюс Ландсбергис отметил, что в ЕС разрешается применять подобные ограничения, особенно в отношении продукции двойного назначения.
Для чего Литве нужна односторонняя блокировка транзита? Говорит президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук и профессор СПбГУ Николай Межевич:
Николай Межевич президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ «Литва вместе с Польской Республикой находится в авангарде группы стран, которые выступают за всемерное ограничение внешнеэкономических связей и Российской Федерации, и Белоруссии с государствами ЕС. И в случае с Литвой решается еще одна задача — экономическая блокада Калининградской области. Дело в том, что текущие соглашения предполагают, что сохраняется российский транзит в Калининградскую область, там определенные ограничения, связанные с военной техникой, военным оборудованием и контингентами призывников. Но тогда Россия пошла на этот компромисс, не без оснований предполагая, что призывников можно привозить и увозить морем, технику тоже, а вот хлеб, гречку, сахар и картофель, товары машиностроительные и стройматериалы рациональнее возить через сухопутную границу. Отметим, что Россия за транзитную функцию Литве платит, то есть это не просто Христа ради. Но с тех пор отношения российско-литовские резко ухудшились. Фактически Литва уже ставила в прошлом году вопрос о блокаде Калининграда. Надо отметить, что никакой симпатии Литва не испытывает и ко всем другим постсоветским государствам, за исключением некой демонстративной любезности к Латвии и Эстонии, поэтому в какой-то степени это все относится и к постсоветскому пространству. В частности, это холодный душ для Казахстана, который рассчитывал на Клайпеду, то есть через территорию России, потом в Белоруссию, в Клайпеду вывозить свои товары».
Сейчас российские компании стремятся избегать сухопутного транзита в Калининградскую область через Литву, рассказывает гендиректор компании «Сталена» Сергей Гоз:
Сергей Гоз гендиректор компании «Сталена» «Все прекрасно понимают, куда эти грузы идут и для чего — для обеспечения жизнедеятельности Калининградской области. Вот эта разрешенная группа товаров пока еще не попала под очередной пакет санкций, есть какие-то квоты в рамках каких еще можно что-то сюда ввезти — нефтепродукты, какие-то объемные строительные материалы. Мы везем в область либо морем, паромами, либо мы из области везем ту категорию грузов, какая еще может отсюда вывозиться, совершенно небольшая категория грузов, связанная с продуктами питания, но так как сейчас у нас есть достаточно серьезные ограничения по движению этих грузов, то мы стараемся в область попадать как можно реже своим ходом посуху, все эти ограничения — возможность манипулировать. Под товары двойного назначения можно ложку подогнать: ложкой солдаты едят? Едят, значит, товары двойного назначения. Я могу думать, что это на какое-то время нам осложнит жизнь, но все равно мы адаптируемся».
Инициатива Литвы находится на стадии согласования с Евросоюзом. Прошлым летом страна запретила железнодорожный и автомобильный транзит в Калининград товаров под европейскими санкциями. В начале этого года в стране заявили, что планируют дальнейшее снижение грузового транзита в Калининградскую область.