Глава Минфина Лихтенштейна Даниэль Риш сообщил немецкой газете Handelsblatt, что полученные за госуслуги биткоины будут сразу переводить в национальную валюту. Ее роль в карликовой стране играет швейцарский франк. Благодаря прямому обмену правительство не будет рисковать из-за колебаний курса криптовалюты. Похожую схему применяют в швейцарских городах Цуг и Лугано: там граждане могут оплачивать биткоинами госуслуги и налоговые счета.

Все больше стран будут проявлять интерес к расчетам с использованием криптовалют, считает исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна Александр Бражников.

Александр Бражников исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна «Крипта ни к какой стране не относится, и, по идее, многим это интересно в связи с тем, что не является валютой какой-то конкретной страны. Так что тут интересов очень много. Я думаю, потихоньку все больше стран будут к этому приходить. Это будет очень удобно для туристов, для бизнеса. Не надо думать, как платить: в долларах, евро, рублях, юанях. Просто взял по кросс-курсу какой-то финансовый институт, который в стране есть, и произвел обмен на валюту через крипту. И все. Это очень интересно. Это решает многие политические и экономические вопросы, которые надо согласовывать с центробанками других стран».

По информации Handelsblatt, Лихтенштейн также может инвестировать часть своих резервов в биткоин. Сроки и подробности схемы пока не называют. За пятнадцатилетнюю историю стоимость биткоина доходила до 67 тысяч долларов в 2021 году. Потом рост сменился стремительным падением, но и сейчас курс колеблется возле отметки в 30 тысяч долларов.

Княжество с населением около 40 тысяч человек считают дружественной к криптовалютам юрисдикцией. В 2019 году парламент страны принял закон о блокчейне. Он создал регулируемую среду для поставщиков услуг, связанных с цифровыми активами. Государство стало одним из немногих европейских финансовых центров, где так нацелены на этот рынок. Профильные ресурсы даже сообщали, что на фоне банковского кризиса в США в этом году американские криптокомпании активно открывали счета в Лихтенштейне и Швейцарии.

Юрист, эксперт в области международного права Александр Трещев считает заявление властей Лихтенштейна рекламным ходом и желанием наполнить свою казну чужими деньгами.

Александр Трещев юрист, эксперт в области международного права «Все офшорные юрисдикции — Лихтенштейн тоже является офшорной юрисдикцией — с радостью принимают чужие деньги, но вы никогда от них не получите свои. Я, конечно, думаю, что, помимо маркетинга, в этом есть отчасти наивное предложение засветить свои криптокошельки. После этого, засветив их, вы будете получать кучу различных предложений уже не от правительства Лихтенштейна, а от налоговых органов этой страны, потому что все, что происходит в мире криптовалют, облагается налогами».

По мнению Трещева, развитию криптовалютного рынка мешает множество мошеннических схем. А громкие судебные процессы, такие как дело криптобиржи FTX, отпугивают от сферы многие страны.

Где еще биткоин одобрили на государственном уровне? В 2021 году Сальвадор стал первой страной, которая признала биткоин официальным платежным средством. Власти даже начали закупать его, тратя деньги из госбюджета.

Год назад биткоин стал официальным в ЦАР. Так правительство пыталось восстановить экономику. В Бразилии также принимают биткоин как официальное платежное средство. Скоро соответствующий закон должен вступить в силу.

Российский Минфин недавно допускал расчеты в криптовалютах, но эксперимент может коснуться пока только внешней торговли. Как выразился замминистра финансов Алексей Моисеев, криптовалюта — «это в целом зло». А что касается крипторубля и других подобных идей, то эксперты говорят: блокчейн государству нужен, чтобы четче контролировать финансовые процессы. То есть от непрозрачности и анонимности биткоина здесь нет ровным счетом ничего.