Картаполов: предприятиям критической инфраструктуры нужно выстраивать систему защиты от БПЛА
В частности, глава комитета по обороне Госдумы предлагает для уже существующих объектов разработать и установить систему защиты, а для только строящихся — вносить эти детали уже на уровне проекта. Госдума готова обеспечить подготовку законов для этих изменений. О каких системах защиты может идти речь?
Читать на полной версииКомпаниям и организациям, которым принадлежат критически важные объекты инфраструктуры предлагают самостоятельно защититься от дронов. Такое мнение высказал глава комитета по обороне Госдумы Андрей Картаполов. В частности, он предлагает на этапе проектирования и строительства критически важных объектов предусмотреть установку систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с беспилотниками.
О том, каких предприятий это может коснуться, говорит сам Андрей Картаполов:
— Это в принципе должно касаться всех объектов, и тех, которые уже созданы и функционируют, для того, чтобы защитить их, и тех, которые будут создаваться. Для тех, которые будут создаваться, я полагаю, надо сразу в проект включать дополнительные вопросы, которые касаются безопасности. А те, которые уже созданы, просто дополнительно обязать владельцев эти системы приобретать, устанавливать.
— Частные предприятия имеют право устанавливать такие системы?
— Если потребуется дополнительное законодательное урегулирование, мы готовы к этому. То есть все эти средства имеют определенные параметры, то есть радиус действия. Значит, необходимо подбирать такие параметры, которые бы обеспечили безопасность объекта, но минимально влияли на все остальное вокруг. Мы ведь когда заходим на нефтеперерабатывающий завод, нам предлагают сдать зажигалки, спички, если у кого-то есть, кто-то курит, не дай бог. И все это воспринимают все вполне нормально. Но это ровно то же самое, только более высокого уровня. Может позволить защитить эти объекты — электростанции, различного рода тепловые станции, котельные. Они же практически сейчас никак не защищены, а вывод из строя подобного объекта чреват очень серьезными вопросами. Водонасосные, водозаборные станции. Это может быть и не дешевым, но, во-первых, это не космические деньги для серьезных корпораций, условного там «Газпрома», «Газнефти», РЖД. Но потеря объекта в результате атаки беспилотниками целиком гораздо более существенно ударит по карману владельца, чем установка дополнительного оборудования».
В настоящий момент существуют не только военные, но и гражданские системы радиоэлектронной борьбы с беспилотниками, рассказывает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
— Существует достаточно широкий спектр систем, средств, комплексов, которые могут повысить безопасность того или иного предприятия, завода, площадки какой-либо от воздействия дронов. Под дронами мы понимаем как маленькие квадрокоптеры, большие какие-то квадрокоптеры, дроны, которые летают на средней, на большой высоте и так далее. Дроны, которые подобно самолетам летают на высоте несколько километров, полноценные боевые БПЛА, как говорят, без нормальных полноценных систем противовоздушной обороны защититься от них будет крайне сложно. Можно, конечно, закупить «Бук», «Панцирь», еще что-то, но, во-первых, это крайне дорого, во-вторых, вряд ли государство позволит каким-то предприятиям, часть этих предприятий частными могут быть, владеть зенитными ракетными комплексами. В то же время от маленьких дронов, от квадрокоптеров, от каких-то очень простых аппаратов, которые работают на высоте до 100 метров, есть защита. Во-первых, противодроновые ружья, они свободно продаются, можно купить, и предприятия многие могут себе это позволить. Противодроновые ружья обеспечивают электромагнитное воздействие на квадрокоптер, на дрон, он прекращает управляемый полет. Кроме этого, есть системы, которые позволяют на территории, допустим, предприятия поставить несколько комплексов и глушить системы управления дронами, такими тактическими, небольшими дронами. Такого рода системы, как и противодроновые ружья, они предлагаются уже несколько лет, предлагаются в том числе отечественными предприятиями, производителями.
— Сколько это стоит?
— Противодроновые ружья могут стоить десятки, может быть, сотни тысяч рублей. Комплекс, который закрывает территорию, допустим, завода, наверное, здесь уже речь о сотнях тысяч и миллионах рублей.
О том, как технически осуществляется борьба с дронами, рассказывает гендиректор компании «Русдронопорт», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин:
Николай Ряшин гендиректор компании «Русдронопорт», эксперт рынка НТИ «Аэронет» «На сегодняшний день это разрыв канала связи между пультом управления на наземной станции и дроном. Но это малоэффективный способ, потому что все беспилотники, которые на сегодняшний день участвуют в налетах, управляются дистанционно и запущены по спутниковой связи, чаще всего дроны, у которых нет рядом операторов. А второе, это глушение сигнала GPS, который по сути, если он мощный, если он кроет большой радиус, позволяет снижать точность наведения беспилотников, потому что все они летят со средствами спутниковой навигации либо с помощью инерциальных систем. Инерциальные системы невозможно заглушить, но они и менее точные. Средства подавления эффективны, но они не могут, наверное, с точки физической зрения, уничтожить беспилотник, они могут снизить его точность, так что он не попадет в свою цель, а попадет еще куда-то, все равно может нанести определенного рода вред. Нужно дополнять эту историю физическими средствами защиты, нужно посмотреть на иранский опыт, когда был налет дронов-камикадзе, у них на правительственных зданиях, кстати говоря, поверх крыши на каком-то расстоянии натянута еще сетка, который является физическим барьером для таких беспилотников. То есть нужно строить эшелоны физической защиты. ПВО (в качестве защиты. — BFM) не адекватно по цене, потому что с точки зрения нанесения удара по летящему беспилотнику с боезарядом, выстрел ПВО дорогой».
После недавних попыток атак беспилотников на Кремль в Москве были введены дополнительные ограничения и блокировка GPS-сигналов. Кроме того запрет на запуск дронов ввели некоторые регионы России.