Дело Беркович: арест за пьесу, получившую две «Золотые маски»
Театральный режиссер Евгения Беркович отправлена под арест в СИЗО на два месяца по обвинению в оправдании терроризма. По версии обвинения, именно такой посыл содержится в пьесе «Финист — Ясный Сокол», поставленной Беркович в 2020 году, а в 2022-м получившей государственные награды: «Золотые маски» за лучшую драматургию и лучшие костюмы
Читать на полной версииТеатрального режиссера Евгению Беркович арестовали на два месяца по обвинению в оправдании терроризма. Такое решение вынес Замоскворецкий суд Москвы. Следствие также ходатайствовало об аресте автора пьесы «Финист — Ясный Сокол» Светланы Петрийчук. Постановке по этой пьесе больше трех лет. Спектакль получил две «Золотых маски».
Режиссеру и поэту Евгении Беркович 38 лет, она ученица Кирилла Серебренникова, участница «Седьмой студии». Она скорее андеграундный режиссер с активной гражданской позицией — в государственных театрах хотя и ставила, но не очень активно. У нее были спектакли в МТЮЗе и «Гоголь-центре».
Спектакль «Финист — Ясный Сокол» появился в 2020 году в Боярских палатах Союза театральных деятелей России. Потом постановка переехала в андеграундное театральное пространство «Внутри». В 2022 году получила две «Золотых маски»: за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
Текст пьесы, построенной как судебный допрос, есть в открытом доступе. Это история о том, как молодых женщин обманывают исламские террористы, используя для этого переписку в интернете. Во время допроса героини пытаются оправдывать тех, в кого они влюбились. Но в итоге посыл текста — осуждение террористов и жалость к женщинам, которые «повелись» на их уговоры. В основе спектакля — реальные истории женщин, их письма и монологи.
Изначально Беркович и Петрийчук задержали как свидетелей. Потом их статус изменился на подозреваемых. Вину они не признают. Личное поручительство за Беркович дали Павел Лунгин, Константин Райкин, Олег Меньшиков, Вениамин Смехов. Business FM поговорила с Вениамином Смеховым:
Вениамин Смехов актер «Это все равно, что биологи будут судить математиков. Театральные деятели, как вы знаете, против этой несправедливости, а если уже есть какой-нибудь приказ снизу или еще откуда-нибудь выше, то здесь мы некомпетентны. Кто может давать такие указания? Кто пишет доносы, мы отчасти знаем, действительно. Мы не видели спектакль, все профессионалы хвалят. У бездарных совершенно другие мотивы превращения белого в черное, черного в белое и так далее. Я имею опыт в Театре на Таганке такого рода нападений или злословий в адрес одного из лучших театров страны. Но тогда было много людей, которые помогали, из числа лучших писателей, поэтов, ученых, физиков-ядерщиков».
После выхода спектакля «Финист — Ясный Сокол» на него, по сообщениям телеграм-канала, связанного с признанным иноагентом центром «Насилию.нет», несколько раз писали доносы, последний — осенью прошлого года. Тогда постановка должна была быть показана в рамках фестиваля в Нижнем Новгороде.
Как сообщила адвокат Беркович Ксения Карпинская, уголовное дело было возбуждено на основании экспертизы. В ней говорится, что в пьесе содержится героизация боевиков ИГИЛ, а также идеология радикального феминизма. ИГИЛ — прежнее название запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Вина Беркович, по версии следствия, выразилась в том, что она выложила ролик с читкой этой пьесы на YouTube. По мнению адвоката режиссера, экспертиза выполнена лицами, не имеющими соответствующей квалификации, должного образования для производства подобных исследований, а потому она не может быть положена в основу дела.
У сторонних наблюдателей другой вопрос. Пьеса за эти три года не изменилась. Если изменилась идеология, то можно было бы просто отменить спектакль. А не отправлять за решетку авторов за то же, за что буквально год назад их награждали. Комментирует кинокритик Лариса Малюкова:
— Я думаю, что наказана она отчасти потому, что она слишком яркая персона в этом поле таком смысловом. И во-вторых, отчасти цель, наверное, институция другая, скорее «Золотая маска», а Женя получала за этот спектакль там награды. Сейчас можно показать, что «Золотая маска» дает неправильным спектаклям награды.
— Может быть, было бы легче, допустим, просто снять спектакль?
— А его убрали. Спектакль давно не идет. Это все давнишняя какая-то история, которую кто-то выкопал зачем-то. Сейчас же любой человек может прийти или сам, или его могут прийти и попросить написать какую-то бумагу, а дальше орган власти решает, что с этим делать. Мне, кстати, чиновники говорили в министерстве культуры, что у них есть эти письма каких-то граждан, которые им пишут периодически. И дальше эти письма кладутся под сукно, и чиновники решают, что с ними делать.
По статье «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» фигуранткам грозит наказание от крупного штрафа до лишения свободы на срок от пяти до семи лет.