В центре Москвы до 10 мая будет действовать блокировка GPS-сигналов
Москвичи еще в четверг ощутили перебои в работе навигаторов, сервисов аренды автомобилей и самокатов, проблемы с курьерами и такси. Все эти неудобства сохранятся до окончания праздничных дней. Они связаны с работой «глушилок» GPS-сигналов для предотвращения инцидентов с БПЛА
Читать на полной версииОграничения и блокировки GPS-сигналов в центре Москвы продлятся до 10 мая. Об этом сообщил столичный Дептранс. Повышенные меры безопасности против дронов ввели после попыток атак беспилотников на Кремль.
Внутри Садового кольца есть перебои с навигаторами, сервисами аренды каршеринга и самокатов, фитнес-браслетами и прочими устройствами. Также, по данным телеграм-каналов, сотрудникам ОМОНа, несущим дежурство в центре, начали выдавать бинокли.
В сообщении Дептранса указано, что ограничения в центре Москвы придется потерпеть не очень долго — перебои с навигаторами и проблемы с началом и завершением аренды каршеринга и самокатов продолжатся, по данным ведомства, до 10 мая. По идее, после завершения праздничных мероприятий «глушилки» должны выключить. Пока же в центре можно наблюдать как неприятные, так и комичные вещи — навигатор может указать, что водитель движется по руслу Москвы-реки, а припаркованные самокаты дружно пищат сигналами тревоги, потому что потеряли связь со спутниками. Таксисты продолжают работать с перебоями, хотя в целом индустрии не привыкать, делится председатель общественного движения «Форум такси», таксист Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси», таксист «Практически работа становится частенько просто невыполнимой, потому что нельзя пометиться по адресу, нельзя принять заказ, то есть распределяется непонятно как. Но мы должны понимать, что еще четыре-пять, а может быть, шесть лет назад, когда эти сбои с навигацией впервые пошли, тот же самый «Яндекс» уже тогда адаптировался к этой ситуации и во многом дает позиционирование на сегодняшний день не только по GPS. То есть у нас не только GPS, ГЛОНАСС участвует сейчас, а точки Wi-Fi и мобильные точки связи. Менее точные, но все-таки позиционирование автомобилей есть, и буквально два дня назад, вместо того чтобы ехать по Кутузовскому проспекту, я сам плыл по Москве-реке, судя по «Яндекс»-навигатору. Но при этом заказы выполнялись, стоимость для пассажиров не меняется, единственное, что проезд в праздники — это всегда перекрытие движения в центре, запрет на остановку. Кто давно работает в такси, к этому привык, адаптировался».
Кроме защитного купола, блокирующего сигналы GPS, зреют и другие новации по борьбе с беспилотниками. Глава комитета по обороне Госдумы Андрей Картаполов в беседе с РБК предложил создать горячую линию, куда можно звонить, если увидел летящий беспилотник. «Пусть лучше будут в том числе ложные сообщения, чем беспилотники пропустят», — пояснил депутат.
Есть сообщения, что последние дни работников ЖКХ выгоняют на посты, чтобы они наблюдали за небом и прилетом неопознанных летательных аппаратов. Хотя сама по себе идея сомнительна, говорят эксперты: одно дело увидеть, да еще и вовремя, другое — успеть предупредить все нужные службы. В любом случае человек за беспилотником не поспеет.
Тем не менее, по данным СМИ, сотрудникам ОМОНа, дежурящим в центре, начали выдавать бинокли. Некоторые граждане в соцсетях задают вопрос — если начали глушить GPS, то где же российская система ГЛОНАСС ей на замену? Но тут как раз ответ прост — глушат обе системы навигации, хотя и эта мера не гарантирует, что Москва полностью защищена от атак военных дронов, указывает завцентром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД Вадим Козюлин:
Вадим Козюлин завцентром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД «Навигация показывает неправильное месторасположение, локацию не ту, которую реально видит таксист, скажем так. Это называется спуфинг: ему подменяют координаты, и он видит себя где-нибудь во Внукове, а не возле Кремля. Предполагаю, что глушат и ту и другую системы, но секрет тут есть один небольшой — есть две системы: и у ГЛОНАСС, и у NavStar американского. Есть гражданская система навигации, а есть военная. Это разные коды, которые передаются на разных частотах, и вот заглушить его — это несложная проблема. Просто подается более мощный сигнал. Но заняться спуфингом военного GPS, военного NavStar невозможно, потому что это очень сложный, крайне секретный код, который никому пока не удалось ни взломать, ни перехватить, скажем так. Этот сигнал постоянно изменяется, и перехват не имеет смысла, так что это дает основание полагать, что дроны, которые долетели до Кремля, скорее всего, полагались на военный NavStar-сигнал».
Как ранее Business FM говорили эксперты по беспилотным аппаратам, в России нужны законодательные изменения в отношении дронов. В Росавиации уже рассматривают некоторые предложения — например, сделать отдельную диспетчерскую для беспилотников по аналогии с самолетами. Чтобы на радаре были абсолютно все дроны, а если какой-то беспилотник не подает сигналов — его можно будет сразу превентивно уничтожить.
Прогресс за сутки в Москве все же есть — если раньше сообщения о сбоях поступали из разных уголков Москвы, то сейчас защитному куполу задали четкие границы. Дептранс опубликовал карту, где действует блокировка GPS. Движение ограниченно внутри Бульварного кольца — по всей его западной части, вокруг Трубной площади, на востоке до улицы Большая Лубянка, Лубянского проезда и станции метро «Китай-город». Также под куполом — кусок острова Балчуг, это Кремлевская, Москворецкая, Болотная и Кадашевская набережные.