Зерновое соглашение, или Черноморская зерновая инициатива, может не дожить до своего первого дня рождения. Первоначально сделка была заключена в июле прошлого года сроком на пять месяцев. В конце октября Россия вышла из договоренностей после атаки беспилотников на Севастополь, но уже через несколько дней вернулась. В ноябре сделку продлили, но только на четыре месяца, а по истечении срока в марте — всего на два.

Новый дедлайн — 18 мая, и встреча 5 мая в Стамбуле может быть последним шансом инициативы. Настроения, как и в прошлые периоды, разные. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что поводов для оптимизма пока очень мало. Глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу говорил, что «стопроцентной гарантии продления сейчас нет, но есть надежды на успех». А генсек ООН Антониу Гутерриш сообщил, что он «не оптимист и не пессимист», но сделает все возможное.

Ожиданиями делится директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец:

Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета «Зерновая сделка Западу больше не нужна. В последнее время Запад использовал дешевое украинское зерно ради того, чтобы сбить цены на своем продовольственном рынке и поставить на европейский рынок дешевый фураж. Но мы знаем, что страны Восточной Европы восстали против свободной торговли украинской госпродукцией потому, что это сбивает цены и «убивает» их собственных фермеров. Второй игрок, который тоже больше не заинтересован в зерновой сделке, — это сама Турция. В Турции снова введен повышенный порог пошлины в размере 130% на ввоз украинского зерна и масличных культур, потому что у них та же самая история: их фермеры не могут продать свою продукцию в связи с тем, что рынок наводнен украинским зерном. То есть два из трех крупнейших игроков этой сделки не заинтересованы в ее продлении. В этих условиях мало шансов на то, что, ради того чтобы сделать приятно Украине, Запад пойдет на значительные уступки России».

Одно из ключевых требований Москвы — подключение Россельхозбанка, через который проводятся расчеты за экспортируемое из России продовольствие, к системе SWIFT. Как выразился Чавушоглу, «тут есть трудности», потому что западные компании «не очень хотят с ним работать». По словам министра, в качестве посредников Анкара предложила использовать турецкие банки. Российская сторона пока на это не реагировала. При этом в апреле стало известно, что США выдали JPMorgan Chase разрешение на работу с подсанкционным Россельхозбанком, а на этой неделе источники Reuters сообщили, что ООН совместно с российским банком ведет подготовку порядка 40 операций, которые обработает американский гигант.

Что будет, если стороны пойдут на принцип и сделку не удастся продлить? Комментирует доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «За это время они с помощью стран Европейского союза сумели наладить так называемый сухопутный транзит зерна (это Румыния, Польша, Словакия, Венгрия). Таким образом они решили экспортную проблему. Если эта сделка не будет пролонгирована, значит, на данный момент явных кризисных последствий не будет. Будет ли Россия применять военные меры воздействия на Одессу или на какие-то другие черноморские порты это сложный вопрос. Мы знаем, что украинская сторона — и Россия ее обвиняла в этом — может использовать морское пространство для нанесения ударов по Севастополю, например. Здесь очень сложная ситуация, и серьезных правил ведения боевых действий ни с той, ни с другой стороны на данный момент нет. Кто как может, тот так и ведет их. Поэтому я не думаю, что это является сдерживающим фактором. Наверное, в первую очередь речь идет о том, что это в экономическом плане интересно было бы и Украине, и Турции».

На этой неделе российские СМИ писали о снижении продаж российской сельхозтехники — на 8% в первом квартале. По словам собеседников Business FM, одной из причин стало перепроизводство зерна, которое не удается реализовать. При этом в начале весны Bloomberg сообщило о почти двукратном росте российского зернового экспорта по сравнению с показателями до СВО. По данным Logistic OS, за январь-февраль 2023 года из России вывезли более 6 млн тонн зерна.