Henkel закрыла сделку по продаже российских активов. «Выход из бизнеса в России завершен», — говорится в заявлении на сайте немецкой компании. Сумма соглашения составила 54 млрд рублей.

Почти полувековая история Henkel в России завершена. По крайней мере, на данный момент. Один из ведущих мировых производителей бытовой и промышленной химии продал свои активы в России консорциуму российских инвесторов. Точно неизвестно, с каким дисконтом прошла сделка, эксперты оценивают скидку в 30-40%. Но все равно это довольно большие деньги, почти 700 млн долларов по текущему курсу. Если Henkel получит разрешение на вывод этих средств из России, концерн, вероятно, пойдет на рынок, чтобы купить валюту. И это создаст дополнительное давление на рубль. Может быть, не такое сильное, как в случае с Shell, которая после продажи своей доли в проекте «Сахалин-2» тоже, по данным СМИ, начала скупать валюту. Правда, сумма там была почти в два раза больше.

В конце апреля замглавы Минфина Алексей Моисеев говорил, что ведомство установит единый лимит на покупку валюты при выходе иностранных компаний из российских активов. Но было это сделано или еще нет, остается только гадать. В любом случае для рубля это не очень хорошая новость, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «То, что иностранные компании уходят из России, покупают валюту на эти деньги и уводят ее за рубеж, негативно отражается на рубле. Но были новости по Shell, которые тоже привели к ослаблению рубля. На этой неделе иностранные компании снизили активность на валютном рынке. Это тоже одна из причин укрепления рубля, но сам факт ухода иностранных компаний — это фактор в сторону ослабления рубля. И как раз уход иностранных компаний вызывал проблемы у российской валюты».

Скорее всего, сделка по продаже российских активов Henkel была предметом торга, теперь интересно, что Россия получит взамен. Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Мы понимаем, что сделки уровня Henkel или Shell согласовываются на самом высоком уровне и с двух сторон. Если мы выпускаем кого-то из западных партнеров, логично увидеть, [что] кто-то из западных партнеров выпустит и наших акционеров. Это самое интересное, и мы пока не знаем [кого], но узнаем в самое ближайшее время. Когда выходил Shell, практически одновременно вышла новость, что банк «Санкт-Петербург» размораживает активы. Посмотрим, на что мы поменялись относительно Henkel».

Немецкий концерн сообщил, что в соглашении о продаже бизнеса в России есть пункт об обратном выкупе активов. Но когда Henkel сможет им воспользоваться и захочет ли он это сделать, непонятно, отмечает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Вряд ли существует опцион на обратный выкуп активов. Сложно даже предварительно оценить, когда потенциально можно было бы воспользоваться данным опционом, а без этого трудно рассуждать о реальных условиях, в которых опцион может быть исполнен. Поэтому мне кажется, что большая часть иностранного бизнеса, который принял решение покинуть Россию, если и надеется вернуться, то в настолько неопределенном будущем, что вряд ли закладывает условия этого возвращения в формальные договоры типа опциона».

Henkel производила в России чистящие и моющие средства под такими брендами, как «Ласка», Persil и Losk, а также клей «Момент». На 11 российских заводах компании в прошлом году работали 2,5 тысячи сотрудников. Теперь уже бывшие российские заводы Henkel, конечно, не остановятся, и без стирального порошка россияне точно не останутся. Business FM пыталась пообщаться с работниками предприятий «Хенкель Рус», чтобы узнать об обстановке на местах и настроениях людей. Но все, с кем удалось связаться редакции, отвечать на эти вопросы отказались.