«Придется привыкать обратно»: Skoda, Kia, Infiniti, Nissan и Renault ограничили функционал своих приложений для российских пользователей
Теперь владельцы этих авто не могут дистанционно запустить двигатель, обновить программы, контролирующие работу мотора, ABS и тормозной системы и так далее. Что это значит для водителей? И есть ли выходы из ситуации?
Читать на полной версииНесколько автоконцернов остановили работу своих приложений в России. В частности, Skoda, Kia, Infiniti, Nissan и Renault, пишет газета «Известия» со ссылкой на представителей отрасли.
Для владельцев автомобилей этих компаний больше не будет доступно дистанционное включение двигателя, контроль количества топлива в машине, а также ряд других опций. Кроме того, хозяева этих марок не смогут поучаствовать в отзывной кампании, если в машине будет обнаружен существенный дефект. Business FM обсудила все это с автоэкспертом Артемом Бобцовым:
— На сегодня от 2/3 до 4/5 владельцев машин столкнулись с такой проблемой. Это децентрализованная система, если брать корейский Kia, поставлялась часть машин корейского производства корейского рынка, часть европейского рынка, иногда даже заходили партии с американского рынка автомобилей. Они по-разному все прошиты, соответственно, по-разному работают приложения для удаленного управления автомобилем. И какие-то работать модели еще могут, какие-то — нет. Но даже те, которые работают, со временем провайдеры этих приложений будут отключены от центральных серверов. Это обычно отдельные компании, не связанные с автопроизводителем, это IT-компании, тоже отключат, и постепенно все автомобили, которые даже ранее официально ввозились в РФ, будут отключены от систем удаленного управления, думаю, это произойдет в течение полугода.
— Как именно происходит само отключение функционала приложения?
— Оно перестает работать, разрывается доступ приложения с автомобилем, то есть вводите все команды через приложение, которое в телефоне остается и работает, но они до автомобиля не доходят. У части автопроизводителей они становятся неактивны, туда невозможно зайти. Все действуют по-разному, но тренд у всех очевидный. Раньше это было касаемо запчастей и гарантийного обслуживания, теперь дело дошло до массового удаления программ удаленного управления автомобилем.
— Можно как-то обойти ограничения?
— Где-то работает иностранная сим-карта, где-то VPN-доступ, но далеко не у всех, где-то не работает вообще ничего. Там, где машина определяется по геоположению, если она находится в России, отключается все и вся, у части производителей даже так доступ организован. Универсального решения нет, по всей видимости, не будет.
— Если автомобиль ввезли по механизму параллельного импорта, тогда что?
— Скорее всего, у большинства автомобилей, у премиум-автомобилей точно ничего работать не будет, поскольку эти автомобили жестко привязаны к рынку продажи по всем текущим доступам. Больше того, у ряда автомобилей даже не будут работать диагностические камеры, которые считывают ошибки, поэтому каждый раз это такой квест с кучей неизвестных. В этой связи с самого начала, как только появилась схема параллельного импорта, все эксперты говорили, что это не решение проблемы, поскольку автомобили стали слишком сильно заточены под цифровое управление, и при желании производителей можно сделать их обладание весьма проблематичным в любой точке планеты, что сейчас и происходит.
— Можно отключить эти приложения самому, забыть о них и ездить как на обычном авто, как раньше?
— Действительно, как раньше. Проблема в том, что многие привыкли зимой прогревать машину удаленно, следить, где она, через эту же программу у многих производителей есть и диагностика по части отзывных кампаний, что тоже теперь станет невозможным. То есть машина проверяется на наличие неисправностей через этот удаленный доступ, если в ней есть неисправность, она попадает в список отзывной кампании, и вам приходит приглашение в дилерский центр. Эта возможность тоже закрывается, поэтому вспоминаем, как мы на 25 лет назад откатились как бы рыночным путем, сейчас откатываемся и пользовательским путем, как мы раньше ездили на машинах, в которых не было никакой связи с телефоном, машина сама по себе, телефон сам по себе, сейчас придется привыкать обратно.
— Будут массово продавать в связи с этой историей автомобили, как это скажется на ценах на вторичном рынке?
— Массово продавать не будут, поскольку на машине все-таки ездить можно, и существенных ограничений по части ее использования по назначению не последует, стимулом продаж на вторичке это не станет, станет некоторым дополнительным обременением в обладании европейским, американским, японским, корейским, французским автомобилем, что нас опять подталкивает в сторону китайских автомобилей.
В начале этого года концерн Porsche отключил для российских клиентов доступ к мобильному приложению Porsche Connect. Они не могут теперь удаленно управлять навигацией и системой мультимедиа. В апреле подобное решение принял автоконцерн Mercedes-Benz, отключив российских пользователей от своего сервиса Mercedes me ID. В ответ водители придумали регистрироваться и оплачивать подписку с телефонов с иностранными сим-картами.
В то же время представители отрасли говорят, что приложения некоторых производителей, например Volvo (и Land Rover (InControl), работают штатно и без проблем как с автомобилями, официально завезенными в Россию, так и в рамках параллельного импорта.