Обновлено в 16:45

Польша изымает здание российской школы при посольстве в Варшаве. Об этом сообщил представитель МИД Польши Лукаш Ясина. По его словам, здание школы было занято российской стороной «незаконно». За процесс изъятия отвечает мэрия Варшавы.

Ранее полицейские ворвались в здание российской школы, сломав дверь после отказа открыть. Посол России в Польше Сергей Андреев заявил, что действия местных властей противоправны и нарушают Венскую конвенцию в дипломатических отношениях. Ответные действия будут предприняты по принципу взаимности:

Сергей Андреев чрезвычайный и полномочный посол РФ в Польше «Это противоправные действия, вторжение на территорию дипломатического объекта. Мы исходим из того, что школа при посольстве — это часть нашей дипломатической миссии, там живут и работают наши сотрудники, учителя и сотрудники школы, так что квалификация однозначная: противоправные действия, нарушение Венской конвенции о дипломатических отношениях. Мы заявим протест. В этой ситуации, к сожалению, в таких условиях наша школа здесь, в этих помещениях, работать не может. Мы найдем место для продолжения работы, школа продолжит работу в других помещениях дипмиссии, будет обеспечено нормальное завершение учебного года для наших детей, сдача экзаменов. Для нас прежде всего стоит обеспечение безопасности и интересов наших сотрудников и членов их семей».

Сергей Андреев отметил также, что для российской стороны действия Варшавы не стали сюрпризом. Такого развития событий в посольстве не исключали и подготовили квартиры для сотрудников, а также помещения для продолжения занятий.

Польские суды еще в марте прошлого года постановили передать в собственность госказначейства два здания в Варшаве, которые находились в дипломатической собственности России. Одним из них было заброшенное здание, которое изъяли у россиян в прошлом апреле. Очередь второго, школы, пришла сейчас. Все это время российская сторона заявляет, что действия Польши — грубейшее нарушение международного права.

Комментирует экс-замгенсекретаря ООН и бывший замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе:

Сергей Орджоникидзе экс-замгенсекретаря ООН и бывший замминистра иностранных дел России «Любая собственность нашей страны на территории другого государства либо принадлежит российскому государству и является купленной собственностью, либо она взята в аренду, незаконной она не может быть ни при каких обстоятельствах, ни при каких условиях. Это типичная провокация, гнусная, мелкая провокация, но во всех случаях я считаю, что ответные меры не должны ограничиваться нотой протеста. Мы никогда такими гнусностями, как атака на школу, где дети учатся, не занимаемся вообще, относимся с должным уважением к собственности другого государства на нашей территории и соблюдаем международное право. В данном случае мы видим грубейшее нарушение норм международного права».

Глава Россотрудничества Евгений Примаков заявил, что Россия запомнит день, когда власти Варшавы ворвались в школу при российском посольстве. Сотрудникам школы заявили, что они должны покинуть здание до шести часов вечера — это 19 часов по Москве. Всего в здании 29 человек, включая детей, сообщил советник-посланник посольства России в Польше Андрей Ордаш, подчеркнув, что проработка ответных мер уже идет.

В российском МИД подчеркивают, что Польша посягает на российскую дипломатическую недвижимость в Польше. Но в документах польской стороны формулировка иная, говорит директор Центра европейской информации доцент МГИМО Николай Топорнин:

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «У польского посольства в Москве нет школы, и здесь не ведется обучение на польском языке, и никто здесь не учится. Если бы здесь была школа, можно было бы России парировать: у вас же тоже есть школа, ваши дети тоже обучаются. В Москве польской школы вообще нет, поэтому даже ответно как-то выступить российскому МИД будет крайне сложно, потому что на самом деле по факту получается, что недвижимости у польского государства в России меньше, чем у российского государства в Польше. Если абстрагироваться от эмоций, понятно, что это имеет квалификацию недружественных действий, но что, кто-то рассчитывает на иные действия сейчас? Получается, что эта собственность не является дипломатической в правовом смысле этого слова, во всяком случае, из тех документов, которые я получил в свое распоряжение, и которые выложили польские власти, можно посмотреть. Отсюда можно сделать вывод, что это собственность, которая была передана в свое время, условно 70 лет назад, в распоряжение тогда еще СССР, эта собственность может быть и забрана обратно, что юридически поляки сейчас и делают фактически. Всегда есть возможность не доводить дело до такого криминального момента. Если мы знали, что с марта прошлого года ведутся судебные разбирательства, у российской стороны, у посольства, было, наверно, время, чтобы подготовиться, с документами прийти в суд и свою точку зрения защитить. Если посольство не распространяет об этом информацию, значит, наверное, какой-то гриф секретности. Правда, опять же, если дело находится в публичном суде, какой там гриф секретности? Негативная картина сложилась в отношениях между Россией и Польшей, и ее печальным следствием становится этот спор, жесткие действия вокруг школы».

В тексте прошлогоднего постановления указывается, что Польша начинает процесс отчуждения имущества, находящегося в «незаконном владении Российской Федерации» и «не используемого для дипломатических и консульских целей» ввиду «вопиющего диспаритета в количестве владения недвижимостью в польско-российских отношениях и из-за отсутствия перспектив найти решение этого вопроса в обозримом будущем».