Си и Зеленский поговорили по телефону впервые с начала СВО
В ходе разговора Си Цзиньпин объявил о том, что Китай отправит на Украину своего спецпредставителя для урегулирования кризиса. Это будет бывший посол Китая в РФ Ли Хуэй. Си подчеркнул, что диалог и переговоры — единственный возможный выход из конфликта, а победителей в ядерной войне не будет
Читать на полной версииОбновлено в 19:25
Си Цзиньпин и Владимир Зеленский провели первый с начала СВО телефонный разговор. Как сообщили в китайском МИД, инициатива исходила с украинской стороны.
В ходе разговора Си Цзиньпин объявил о том, что Китай отправит на Украину своего спецпредставителя для урегулирования кризиса. Делегацию возглавит бывший посол Китая в РФ Ли Хуэй. Эту информацию подтвердили в МИД КНР.
Си Цзиньпин подчеркнул, что диалог и переговоры — единственный возможный выход из конфликта, а победителей в ядерной войне не будет. Поэтому Пекин, по его словам, готов сотрудничать с Киевом вне зависимости от международной обстановки. Пресс-секретарь Зеленского Сергей Никофоров уточнил, что разговор двух лидеров длился около часа. Комментирует политолог Георгий Бовт.
— Можно ли сказать, что вот он, тот самый первый шаг Пекина по претворению в жизнь своего мирного плана?
— Уже не первый, но следующий шаг, да. Первый был, наверное, визит в Москву Си Цзиньпина, если говорить о дипломатических усилиях, в ходе которого он обсуждал с Путиным свой план из 12 мирных пунктов, который был выдвинут в марте. С Зеленским урегулирование тоже наверняка составляло какую-то часть беседы, однако, что примечательно, Зеленский в своем заявлении по итогам разговора никак не упомянул этот сюжет вообще. Он говорил о том, что двусторонние отношения имеют большую перспективу, он ценит гуманитарную помощь Китая Украине и все такое прочее. Что касается, так сказать, оценок военного конфликта и перспектив урегулирования, то никаких оценок со стороны Зеленского не прозвучало.
— Но при этом Украина и Зеленский лично несколько недель добивались разговора с Си Цзиньпином, по крайней мере предлагали председателю КНР провести такие переговоры. Если не для урегулирования конфликта, то для чего тогда?
— Для того чтобы Китай надавил на Москву, чтобы она была более сговорчивой в том, чтобы проводить переговоры ближе к тем позициям, которые декларирует сейчас Украина. Украина официально декларирует, что она не хочет никакого прекращения огня, ее Запад в этом поддерживает, потому что они говорят, что прекращение огня на руку России, она отдохнет и начнет заново. А на самом деле, что там Зеленский еще имеет в виду, это трудно сказать, может, это военная хитрость.
— Интересно, что на Украину, как объявили в Пекине, будет отправлен спецпредставитель для урегулирования кризиса, и это бывший посол Китая в России, а не, например, на Украине. Является ли важной в данном контексте фигура посла, то, что он именно был послом в России, а не на Украине, или здесь это не такой важный вопрос?
— Если смотреть с точки зрения китайской бюрократии, посол в России более весомый, чем посол на Украине. Поэтому они отправляют туда достаточно важного чиновника, которого нельзя в этом случае заподозрить в какой-то пристрастности. Пекин всячески подчеркивает, что он занимает нейтральную позицию, он не участник конфликта, хотя, конечно, все понимают, что он ближе к России, чем к Украине, но тем не менее я не думаю, что бывшая должность этого человека помешает ему осуществлять линию партии.
Белый дом приветствовал разговор лидеров Китая и Украины. Стоит ли ждать присоединения к плану других государств? Рассуждает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
— Вашингтон изначально крайне скептически относился к предложению Си Цзиньпина об урегулировании и считал, что 12 пунктов являются пустой декларацией, которая не имеет под собой никакой основы. Но после того как были проведены вполне успешные переговоры между Си Цзиньпином и Путиным и сейчас состоялся звонок Си и Зеленского, оказалось, что это не просто фигура речи, а за этим стоит какой-то определенный план. Вашингтону пришлось изменить свою позицию, и, как было сказано, он наблюдает с вниманием за тем, что происходит. Здесь надо понимать, что речь идет исключительно о сравнении позиций, потому что Си Цзиньпину очень важно понять, каким образом Зеленский относится к этой ситуации, насколько он самостоятелен, что он сам может решать и может ли он, например, действительно пойти на переговоры, насколько его позиция переговорна, потому что до этого времени она была абсолютно непереговорна.
— А могут ли к плану присоединиться другие страны, например Бразилия очень хотела поучаствовать в урегулировании?
— Я не исключаю, почему нет, Бразилия могла бы присоединиться. Но важно же здесь не просто количество стран, а какие страны могут выступать гарантами того, что мирный процесс начнется. Китай имеет рычаги для этого, но у Бразилии, например, нет никаких серьезных рычагов воздействия на Украину. Поэтому здесь, если речь идет о других странах, состав этих стран должен быть заметно расширен. К тому же я не исключаю, что и Франция может поучаствовать, и многие другие европейские страны.
— Скажите, означают ли эти новости, что контрнаступление Украины будет отложено?
— Мы уже видим, что контрнаступление Украины сейчас не развивается, по крайней мере теми темпами и в те сроки, которые предполагались. А это значит, что, если мы не увидим контрнаступления Украины в ближайшие дни и, соответственно, линия фронта заморозится, это позитивный момент с точки зрения возможного дальнейшего начала переговорного процесса.
В российском МИД приветствуют готовность Китая прилагать усилия для переговорного процесса по Украине. Однако, по словам Марии Захаровой, вряд ли они будут серьезно восприняты в Киеве.