Италия теряет свой мраморный символ
Кризис не пощадил итальянский символ dolce vita — каррарский мрамор. Этот излюбленный материал итальянских скульпторов эпохи Возрождения и один из современных символов богатой жизни падает в цене из-за снижения спроса
Читать на полной версииКризис не пощадил итальянский символ dolce vita — каррарский мрамор. Этот излюбленный материал итальянских скульпторов эпохи Возрождения и один из современных символов богатой жизни падает в цене из-за снижения спроса. В Италии в отрасли уже лишились работы около 2 тысяч человек. На пятки итальянцам наступает в первую очередь Китай.
Именно из каррарского мрамора сделаны знаменитые скульптуры Микеланджело «Давид», «Пьета» и «Моисей», римский Пантеон, Колонна Траяна, мраморная арка в Лондоне. Тосканские виллы и особняки в Ломбардии, интерьеры вилл на Лазурном берегу оформлены камнем из каменоломней Каррары, что на севере Италии.
Сейчас у каррарского мраморного бренда — тяжелые времена, говорит представитель муниципалитета Каррары Марко Тонелли. «Индустрия обработки мрамора и других подобных материалов, таких как гранит, к примеру, находятся в очень глубоком кризисе», — цитирует его AFP.
Добыча на каррарских каменоломням составляет примерно 1 млн мрамора в год, в городской бюджет поступает примерно 15 млн евро налоговых платежей. Объемы добычи не снижаются, в то время как спрос на обработанный мрамор сокращается.
Причиной упадка, как объясняют эксперты, стали промышленники из Китая, Индии и Бразилии, которые инвестируют в собственную обработку мрамора и гранита, хотя раньше эти средства шли в каррарские каменоломни. В 2009 году экспорт обработанного мрамора сократился на 16%, гранита — на 27% в денежном выражении. Профсоюзы говорят, что из-за кризиса в отрасли уже потеряно около 2 тысяч рабочих мест.
Китай, Индия и Бразилия предлагают рынку мрамор и гранит на порядок дешевле, но, по мнению историка архитектуры, искусствоведа Григория Ревзина, основной игрок на рынке мрамора и гранита сейчас Китай. В интервью Business FM он объяснил, что сектор обработки камня в Китае — сейчас самый развитый в мире. «В жутких количествах они это выбрасывают на рынок, причем аналоги серьезно дешевле, в три раза в ряде случаев. Главная проблема Италии — это китайцы». Стоимость каррарского мрамора доходит до 200 евро за квадратный метр. В Россию в основном приходят готовые изделия: колонны, плитка, столы.
Эксперты отмечают, что спрос на мрамор снижается не только из-за конкурентов, но и потому что в XXI веке популярны совсем иные цвета и стили. Главный редактор журнала «Камень и бизнес» Светлана Павлова рассказала Business FM: «Сейчас, по наблюдениям поставщиков камня, основной интерес выражается в применении бежевых тонов в интерьерах. Бежевый мрамор. На самом деле, эта мода уже давно прививалась, применяли испанский мрамор бежевого тона и так далее. Это просто мода, которая сегодня есть. Но одни подвержены моде, а другие нет, поэтому одни используют бежевый мрамор, а другие белый или полосатый».
Сейчас каррарский мрамор используется в основном для внутренней отделки — пола, стен, лестниц. Каррарский мрамор в Италии, Европе и в мире активно используется, но, как замечает Ревзин, это — дорогое удовольствие. В России же объемы потребления натурального камня, по оценке Ревзина, примерно в пять раз ниже, чем в Европе. «Из естественного камня делать фасады — это не наше, мы не умеем это делать», — констатирует он.
Российская альтернатива каррарскому мрамору — мрамор Саянский. Им, к примеру, отделаны фасады храма Христа Спасителя. Камень ценится за твердость.