Uber покинул российский рынок. «Яндекс» выкупил принадлежавшие американской компании 29% в совместном предприятии и стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Такси». Как это может изменить российский рынок услуг такси?

«Яндекс» пока нельзя назвать монополистом. Например, в Москве для заказа такси можно использовать сразу несколько приложений. Помимо «Яндекс Go», это еще Uber, внутри которого все тот же «Яндекс», а также «Ситимобил», который в прошлом году грозился уйти с рынка, но так и не ушел. Есть еще сервис InDrive, но это не совсем агрегатор, а скорее онлайн-площадка, где пассажиры и водители такси могут найти друг друга и договориться о поездке. Или не договориться, если пассажир предложит слишком низкую цену.

Выбор формально есть. Но по факту все равно приходится пользоваться или «Яндекс Go», или Uber, что примерно одно и то же. Вот что Business FM рассказала москвичка Полина:

«Я пыталась ночью добраться от клуба до дома, время было примерно два часа ночи, я зашла сразу в Uber, «Ситимобил» и InDrive. Uber предложил мне доехать от Покровки до Люберец за 1200 рублей, «Ситимобил» предложил 890 рублей, InDrive показал, что средняя цена 550 рублей, но по опыту могу сказать, что очень редко эта средняя цена срабатывает, никто обычно за нее не везет. Заказала «Ситимобил». Поиск машины длился 20 минут, в итоге никакую машину мне не нашли. Параллельно я также включила InDrive, поставила 600 рублей, потом повысила до 650 рублей, потом до 700 рублей, но все равно никакие машины не приезжали. В итоге я заказала Uber за 1100 рублей потому, что цена за эти 20 минут успела упасть».

Для водителей такси в российской столице «Яндекс» уже давно стал главным агрегатором, через него приходят заказы, оформленные в том числе в приложении Uber. Говорит московский таксист Александр:

«Для работы основной агрегатор — это «Яндекс», потому что у «Яндекса», как мы знаем, больше всего заказов. У меня тоже есть подключение к «Ситимобил». С «Ситимобил», конечно, интересная ситуация: когда пошел в том году разговор о его уходе, он всем объявил, что уйдет, но в итоге так и не ушел. При этом он забыл всем сказать, что он не уходит. И получилось так, что не то что пассажиры многие даже не знали и до сих пор не знают, что не ушел «Ситимобил». Даже водители, которые постоянно возили и работали именно на «Ситимобил», они до сих пор удивляются, когда им говоришь, что «Сити» в Москве присутствует, он как работал, так никуда и не делся. Они так удивляются, начинают скачивать, входить в свой аккаунт и действительно удивляются, что он существует».

До последнего времени в приложении Uber цены на поездки были ниже, чем в «Яндекс Go», хотя это одна и та же платформа. Как будет теперь, непонятно. И еще вопрос, останется ли Uber в России как бренд.

Но говорить, что «Яндекс» становится монополистом на рынке агрегаторов такси и будет диктовать цены, все-таки преждевременно. Так считает руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус:

Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ «То, что происходит в одном регионе, может быть совершенно по-другому в другом регионе. Так вот, например, такси «Максим» в отдельных регионах является, с точки зрения обывателя, монополистом, потому что «Яндекса» нет и там везде такси «Максим», в этих регионах. Говорить о том, что «Яндекс» занимает монопольное положение, он доминирующее и так занимает официально по данным Федеральной антимонопольной службы. И от того, что в какой-то компании, которая является доминирующей на рынке, уходит один из учредителей, положение компании на рынке абсолютно не меняется».

Стоимость поездки на такси действительно повышается. Похоже, тарифы растут быстрее инфляции, но точно не в несколько раз. И вряд ли ситуация кардинально изменится после ухода Uber с российского рынка. Эксперты этого пока не ожидают.

Остаются другие вопросы, не связанные со стоимостью поездок на такси. Сможет ли Uber вывести из России деньги, полученные от продажи доли американской компании в «Яндекс.Такси»? И не повлияет ли это на курс рубля? Все-таки это немалые деньги, стоимость сделки — более 700 млн долларов. Тут прямая аналогия с Shell, которая, предположительно, скупала на рынке валюту на рубли, полученные от продажи своей доли в проекте «Сахалин-2», что могло ослабить рубль.

По информации «Интерфакса», российские власти ограничили покупку валюты на рынке для оплаты сделки Uber и «Яндекса» суммой 150 млн долларов в сутки.