Запад обсуждает вариант полного запрета на импорт в Россию. Комментарий Георгия Бовта
Насколько сложно или просто будет странам G7 добиться полного запрета на импорт своих товаров в Россию, какие усилия они уже предпринимают для того, чтобы снизить собственную зависимость от российских товаров и технологий, разбирался Георгий Бовт
Читать на полной версииПредставители стран Евросоюза начинают обсуждение 11-го пакета санкций в отношении России. Накануне газета Financial Times со ссылкой на источники в европейских структурах написала, что в Брюсселе зреет мнение, что Евросоюз уже достиг предела по санкциям, которые бы не затрагивали ключевых интересов стран-членов. А потому в случае принятия новых мер придется делать больше исключений. Также любые попытки ввести ограничения натолкнутся на вето одной или нескольких стран ЕС. В свою очередь агентство Bloomberg написало, что союзники Украины, включая «Большую семерку» и Евросоюз, работают над вариантом практически полного запрета экспорта в Россию. Что происходит на самом деле?
Мнение источников в ЕС, с которыми поговорила Financial Times, не отражает всей палитры мнений внутри Евросоюза. Существует небольшая, но решительно настроенная группа стран, которая считает, что санкционный потенциал Европы далеко не исчерпан. До сих пор этим энергичным лоббистам удавалось частично или полностью инкорпорировать свои требования в очередные санкционные пакеты. Хотя разговоры о том, что ЕС приближается к пределу этого потенциала, звучали еще осенью прошлого года. Что не помешало принять с тех пор еще минимум два новых пакета.
На сей раз Польша вместе со странами Балтии выступает (ссылка ведет на заблокированный в России ресурс) за то, чтобы расширить нефтяное эмбарго на северное ответвление нефтепровода «Дружба», распространить санкции на экспорт алмазов из России, а также подвергнуть эмбарго российскую атомную промышленность, включая корпорацию «Росатом».
Касательно атомной промышленности с этой группой солидарна Германия, которая только что закрыла последние свои три АЭС. До недавних пор против санкций в отношении «Росатома» выступали страны во главе с Венгрией и Словакией, которые в наибольшей степени зависят в этой области от России. В прошлом году Россия поставила пятую часть уранового топлива для АЭС в Европе. В Болгарии, Словакии, Чехии, Финляндии и Венгрии работают 18 реакторов, построенных Россией, плюс два строятся в Словакии и два в Венгрии, где АЭС дают половину всей электроэнергии в стране.
В то же время с начала прошлого года ряд европейских стран начали предпринимать усилия по ослаблению зависимости от России. Так, чехи подписали соответствующие контракты с американской Westinghouse Electric Company и французской Framatome. Финская Fennovoima закрыла совместный проект с «Росатомом» по строительству ядерного реактора. Другая финская компания Fortum наняла ту же Westinghouse для поставки нового типа топлива. Болгария подписала десятилетнее соглашение с Westinghouse о поставках топлива для имеющихся в стране российских реакторов, а новые блоки будут строить уже американцы. Словакия и Венгрия также обратились к альтернативным поставщикам. Лоббисты санкций теперь ищут компромиссные варианты, чтобы дать странам, зависимым от «Росатома», время на переходный период и завершение существующих контрактов. Такой подход был применен при введении санкций на поставки российской нефти.
Что касается перспектив почти полного запрета экспорта в Россию, как это подает Bloomberg, то задача сложнее, но не является невыполнимой. Окончательно этот курс может быть сформулирован на саммите G7 в середине мая в Хиросиме. Суть в том, чтобы запретить любой экспорт в РФ, если только на него не будет получено спецразрешение. Сейчас формально любой экспорт разрешен, если он не санкционирован. С большой вероятностью будут изъяты из-под эмбарго лекарства и сельскохозяйственная продукция, включая продукты питания. Впрочем, уже сейчас на практике действие санкционных ограничений гораздо шире, чем это формально зафиксировано в соответствующих документах, поскольку многие компании по собственной инициативе отказываются иметь дело с российскими контрагентами. Они либо не хотят заморачиваться с изучением того, нужны ли на соответствующие поставки лицензии Минфина США, либо тем более не хотят связываться с непростым процессом получения таких лицензий. Либо их останавливают проблемы логистики, проведения платежей и корпоративной этики.
На сегодня десять пакетов санкций ЕС затронули двусторонние торговые потоки на сумму более 135 млрд евро. При этом в Россию по-прежнему поставляются товары на 66 млрд долларов в годовом исчислении из Европы, США, Канады и Японии, отмечает Bloomberg.
При наиболее полном претворении в жизнь идеи запрета почти всего экспорта в Россию это будет напоминать принятую на уровне ООН в 1995 году и проработавшую восемь лет в отношении Ирака программу «Нефть в обмен на продовольствие». Она позволяла Багдаду продавать определенное количество нефти на мировом рынке в обмен на продовольствие, медикаменты и другие товары первой необходимости. Поступления за нефть перечислялись не правительству Ирака, а на специальный депозитный счет. Затем с него часть средств направлялась на уплату репараций Кувейту, а часть разрешалось использовать Ираку на покупку определенных товаров.
Вряд ли, впрочем, программа в отношении России сможет заработать в столь жестком варианте в обозримом будущем. Не тот масштаб. К тому же успешность и степень претворения в жизнь такого режима будет зависеть от того, насколько Западу удастся заставить третьи страны соблюдать санкционный режим. Сейчас целый ряд высокопоставленных чиновников США отправились с вояжами в относительно более «мягкотелые», по американским оценкам, страны ЕС, Ближнего Востока и Центральной Азии, чтобы склонить их к более жесткому соблюдению антироссийских санкций. Также предстоит продумать компенсационный или переходный механизм для тех стран ЕС, которые в наибольшей степени еще зависят от связей с Россией в отдельных областях. Чтобы снять вопрос о вето с их стороны. В зависимости от результатов этой подготовительной работы «семерка» и примет свое решение в мае.