В ассортименте российских книжных магазинов снизилась доля книг, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей рынка. По их словам, одной из причин такой тенденции стало расторжение договоров с зарубежными правообладателями. Еще один фактор — резкое подорожание этой продукции: за последние два года цены выросли на 40%, и читатели не успели приспособиться к новым реалиям за столь короткий срок. Чтобы удержать покупателей, некоторые книжные вводят в ассортимент новые категории товаров, например, виниловые пластинки. В некоторых сетях книги занимают уже не больше 20–25% общей площади. Business FM опросила представителей разных магазинов: что происходит у них?

Наталия Яковлева — коммерческий директор сети магазинов «Республика»:

«Доля продажи книг на бумажных носителях падает, порядка, наверное, 30% упали книги со стоимостью свыше 2,5 тысячи. Книга не является предметом первой необходимости, это, конечно, сказывается и на продажах. Мы как сеть, которая продает не только деньги, сейчас активно развиваем виниловые пластинки и подарки, широкий ассортимент свечей, какой-то косметики. Все больше молодежи сейчас уходит в электронные носители. Нам приходится подстраиваться. Стоимость производства книги заметно выросла, порядка 20-25%, после введения различных санкций. Конечно, когда вы задумываетесь о том, купить ли вам книгу на бумажном носителе, условно, за полторы тысячи рублей или вы можете ее скачать на известном сайте, например, за 800 рублей, то, наверное, вы выберете, что можно скачать. Самая тяжелая ситуация сейчас в категории арт-литературы, она практически вся была зарубежная, ее сейчас в очень ограниченном количестве ввозят на российский рынок, цены на нее в разы стали выше. У нас раньше книги составляли порядка 45-50% в обороте компании, сейчас это порядка 30%».

Владимир Кашин — индивидуальный предприниматель, который продает книги через маркетплейсы:

«Сказать, что их совсем там сметают с прилавков, что они пропадают, наверное, не так. У нас на днях была буквально книжная ярмарка non fiction и в принципе там проблем вообще никаких не было. Все крупные издательства были представлены, полный ассортимент. Да, там есть некоторые нюансы с поставками, с краской, с бумагой, но это больше для издательств есть определенные сложности, но они тоже в принципе решены на текущий момент. Плюс то, что убирают с продажи книги с ЛГБТ-пропагандой и всякое такое, этот момент есть, но в остальном как бы таких глобальных проблем с книгами особо и не видно. Покупательная способность, на самом деле, не ухудшилась, в целом как покупали, так и покупают. Я сейчас занимаюсь больше продажей книг на маркетплейсах, спрос, наоборот, растет. На мой взгляд, все заменяемо, потеряли, может быть, не знаю, процентов 10, это касается новой литературы, которая выходит за рубежом, которая у нас печатается по лицензии в переводах».

Полина Мананова — пиар-менеджер сети «Читай город»:

«В марте 2023-го доля книжного ассортимента в совокупном товарооборот сети книжных магазинов «Читай-город» составила 62%. Данные по аналогичному периоду прошлого года, 2022-го, 63%. Разница составила 1%, и она возникла за счет наращивания не книжного ассортимента, и она не связана с нехваткой книг. Покупатели приходят в магазин у нас не только за книгами, например, в период школьной компании клиенту проще купить учебники и канцтовары в одном месте. Мы учитываем эти пожелания покупателей, предлагаем комплексные решения, например, в новогоднюю кампанию опять же, взял книгу в подарок и взял какой-то сопутствующий товар, сувенир или подарочную упаковку. Дефицита в книгах нет. В Сеть ежемесячно поступает около трех тысяч книжных новинок, это 100 новинок в день. У нас присутствует в том числе и сувенирная продукция, также есть игрушки, настольные игры».

Некоторые эксперты отмечают, что сокращение доли книг в профильных магазинах происходит не первый год. И не только в России, но и за рубежом. Издатели ожидают, что в текущем году цены вырастут еще на 10–15%. Это вызвано подорожанием полиграфии и материалов.