Андрей Могучий все же остается в БДТ
Руководство петербургского театра планирует сохранить в репертуаре спектакли известного режиссера, а планы по его новым постановкам будут полностью реализованы. Контракт с ним как с художественным руководителем ранее не был продлен
Читать на полной версииБольшой драматический театр имени Товстоногова продолжит творческое взаимодействие с режиссером Андреем Могучим. Хотя на этой неделе с ним решили не продлевать контракт. Могучий был худруком театра десять лет. В его поддержку выступили режиссер Александр Сокуров и актеры БДТ: Олег Басилашвили, Нина Усатова и другие.
«С какой целью уничтожаются самые ценные кадры сегодняшнего театрального искусства?» — спросил Олег Басилашвили в комментарии «Фонтанке.ру». Нина Усатова отзывается о Могучем так: «Это режиссер, который смог установить в театре такую творческую дисциплину, что каждый актер держал себя в идеальной форме». Но острее всех отреагировал Александр Сокуров, назвав ситуацию с Могучим абсолютно политическим решением, особо опасным для жизни и развития культуры в Санкт-Петербурге.
Теперь ТАСС со ссылкой на директора БДТ сообщает, что театр реализует все планы по новым постановкам Могучего и продолжит творческое взаимодействие с режиссером. Как к такому заявлению относится Александр Сокуров? Мы спросили его самого:
Александр Сокуров режиссер «Если это решение честное и если будут следовать этому объявленному решению, тогда все будет очень хорошо. А иначе совсем лишиться репертуара такого знаменитого и такого известного театра — ну, это совсем раздеть догола, что называется. Слава богу, что пока хватает ума не доводить до абсурда вообще всю эту тенденцию разрушения. Когда сменяется художественный руководитель, который так много сделал для восстановления и развития театра — это, конечно, акция разрушения театра. Андрей — не чужой мне человек, это мой товарищ и по профессии, и в жизни. Я редко это делаю, но в данном случае я не мог оставить это без комментария. Политика вмешивается в жизнь культуры. Это абсолютно запрещенный прием. Это унижение, вообще говоря, петербургской художественной среды, демонстративное. Еще совсем недавно у нас уволили ректора Института кино и телевидения. Взяли и вышвырнули человека по политическому доносу. Что, и дальше будем так продолжать жить?»
Могучий планировал ставить в БДТ спектакль «Скромное обаяние буржуазии» по сценарию Бунюэля и Каррьера и «Завирухи Шишова переулка» по рассказам главного художника БДТ Эдуарда Кочергина. На ближайшие спектакли Могучего трудно достать билеты — почти все продано.
Согласно новому уставу, БДТ имени Товстоногова стал директорским. Как сообщает петербургский телеграм-канал «Театральная вешалка», директор — 55-летняя Татьяна Архипова, выпускница соцфака СПбГУ, которая семь лет проработала в Михайловском театре, а последние девять лет — в БДТ, то есть в паре с Могучим. Она трижды попадала в список самых влиятельных женщин Северной столицы по версии газеты «Деловой Петербург». Под ее руководством театр с бюджетом около 700 млн рублей сумел привлечь внешних спонсоров и минимум половину бюджета зарабатывать самостоятельно.
Директорский театр — явление все более распространенное. Самый яркий пример — вахтанговский, где Кирилл Крок после ухода с поста худрука Римаса Туминаса и главного режиссера Юрия Бутусова смог сохранить их спектакли. И все же модель директорского театра практически нежизнеспособна в нынешнее время, считает автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:
Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Мы сами все видим примеры других директорских театров — это ситуация, когда возникает некий супермаркет режиссеров. Но где их сейчас взять? Это здорово, когда режиссеров навалом и можно выбирать. Когда актриса Лариса Луппиан пришла в руководство театра Ленсовета, она так и сказала: «Да зачем? В 2021-м к нам придет Молочников, а потом к нам придет Кулябин». В итоге не пришел ни Молочников, ни Кулябин. Этого супермаркета не возникло. И вообще, модель театрального супермаркета, который во многом, наверное, в свое время взрастил Олег Табаков, на мой взгляд, сейчас кажется не очень рабочей. Нет мощных драйверов, и нет конкуренции со стороны режиссеров за площадки. Остаются какие-то совершенно второстепенные фигуры».
Многие крупные прежде фигуры — Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников — страну покинули. Как быстро удастся вырастить им смену — вопрос открытый.