Суд признал незаконным платный возврат бракованных товаров на Wildberries. Об этом сообщило РБК подмосковное управление Роспотребнадзора.

По мнению суда, маркетплейс нарушает действующее законодательство, взимая или удерживая деньги покупателей в счет обратной доставки при их отказе от бракованного товара. Если потребитель обнаружил у товара недостатки, он вправе отказаться покупки и потребовать уплаченную сумму.

Подмосковное управление Роспотребнадзора подало иск к маркетплейсу в начале марта этого года. Wildberries планирует оспаривать это решение и утверждает, что возврат бракованных товаров был и остается бесплатным для покупателей, хотя многие пользователи говорят, что это не так.

По словам представителей маркетплейса, полную стоимость вещи и ее обратной доставки на склад компенсирует сам продавец, а не покупатель. Говорит PR-менеджер Wildberries Анфиса Ронжина:

Анфиса Ронжина PR-менеджер Wildberries «Клиент оплачивает возврат только товаров надлежащего качества, и то только в том случае, если он злоупотребляет бесплатными сервисами компании, например заказывает много вещей, но мало их выкупает. Такая практика законодательству соответствует, и ранее это было подтверждено и самим Роспотребнадзором. Что же касается самого судебного процесса, к сожалению, суд не в полной мере разобрался в обстоятельствах дела. Наши представители не были извещены надлежащим образом и не могли присутствовать на заседании и представить свои аргументы. Решение по этому делу еще не вступило в силу, и как только это произойдет, мы планируем обжаловать его в вышестоящие инстанции».

Что означает решение суда? Комментирует адвокат МКА «Князев и партнеры» Владислав Жук:

— Роспотребнадзор подавал именно в Подольский городской суд Московской области, при этом данное решение федерального действия, то есть это не говорит о том, что данное решение будет действовать только на территории Московской области, потому что фактически вся компания Wildberries, то есть все юридическое лицо обязано выполнять данные требования. На данный момент Wildberries все еще может взимать штрафы, так как решение первой инстанции вступает в силу не сразу после его оглашения, а только после апелляции, соответственно, еще есть месяц на то, чтобы подать апелляционную жалобу, и Wildberries ее подаст. Учитывая, что у нас здесь истцом является управление Роспотребнадзора по Московской области, шанс того, что решение изменится, минимален, но это все равно не говорит о том, что решение начинает действовать прямо сейчас. На мой взгляд, самое важное, чтобы сейчас Wildberries не переложила эту ответственность на своих поставщиков, чтобы не допустить убытки, учитывая, что теперь они не смогут брать плату за возврат товаров, которая бралась именно с покупателей.

— Если все-таки Wildberries берет деньги за возврат покупателю, как быть?

— Фактически она нарушает законодательство, то есть юридическое лицо обязано исполнять решение суда, в случае его злостного неисполнения предусмотрены штрафы, которые могут быть также вынесены судом, вплоть до уголовной ответственности, до привлечения руководителя организации к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

Взимать удержания за возврат товаров Wildberries начала еще весной 2022 года. Его сумма составляет от 50 до 150 рублей. В марте между Wildberries и ее партнерами возник конфликт из-за новой системы штрафов. С 3 марта маркетплейс начал списывать с них деньги, если в ПВЗ от продавца пришел не тот товар. Владельцы ПВЗ провели забастовку в разных городах России, после чего Wildberries приостановила списание штрафов и пообещала вернуть деньги за несправедливо начисленные удержания. Однако деньги пришли не всем. Из-за этого многие владельцы ПВЗ изменили свой подход к работе с продавцами.