Дональд Трамп вспомнил, как Владимир Путин «любит Украину». Комментарий Георгия Бовта
Бывший глава Белого дома выступил с рядом громких заявлений. Поможет ли это ему набрать политические очки в борьбе за президентский пост?
Читать на полной версииБывший президент США Дональд Трамп в интервью телеканалу Fox News рассказал, что часто беседовал с Владимиром Путиным на тему Украины. «Я видел, что он любит ее и считает частью России. Но я сказал ему: «Этого не будет, пока я президент». У нас были очень хорошие отношения», — сказал при этом Трамп. Также он намекнул, что США могут стоять за взрывом газопровода «Северный поток». И вообще, Америка катится, по его словам, в ад, а администрация Джо Байдена ведет к развязыванию Третьей мировой войны. Сможет ли Трамп с таким идейным багажом раскрутить свою новую избирательную кампанию?
Дональд Трамп для интервью нашел, конечно, удачного собеседника — Такера Карлсона, которого за его оппозиционные взгляды даже на российских телеканалах часто цитируют. При этом бывший президент довольно твердо держится правоконсервативной платформы, которая близка его «ядерному электорату». Этому электорату вполне можно говорить вещи, которые, по крайней мере, нейтральны или умеренно негативны по отношению к России, поскольку типичному трамписту — американскому реднеку — на Украину и вообще все, что за пределами его штата, глубоко наплевать. И он может вполне верить в заявления Трампа о том, что ему по силам чуть ли не за пять минут остановить конфликт. Достаточно только позвонить Путину.
Вот, кстати, и республиканский губернатор Флориды Рон Десантис, который пока не выдвинулся в президенты, заявляет, что противостоять действиям России на Украине «не является жизненным интересом для США», поскольку речь там «всего лишь о территориальном споре». Правда, ему уже досталось за такие «диссидентские слова» от представителей мейнстрима Республиканской партии. Однако можно предположить, что ближе к выборам и по мере того как будет вырабатываться республиканская предвыборная платформа, будут расставлены нужные акценты относительно того, какова же должна быть истинно правильная консервативная точка зрения на конфликт на Украине. Прежде всего партии придется определиться по отношению к основному наследию Рейгана, которое лежало в основе внешнеполитической платформы партии на протяжении всего времени после холодной войны.
Согласно доктрине Рейгана, который подчеркивал исключительность Америки как «сияющего града на холме», активный интервенционизм в международных делах является частью глобальной ответственности Америки. Неоизоляционисты были на этом фоне не очень популярны в партии. Хотя Трамп с его лозунгом «Америка прежде всего» все-таки не является классическим неоизоляционистом.
Сегодня Республиканская партия по внешней политике не определилась. Есть такие, как Трамп, за которым твердо треть партии, и такие, как, скажем, Митт Ромни, который по-прежнему считает именно Россию самой большой угрозой для США. Однако чем ближе к выборам, тем сильнее могут среди республиканцев звучать голоса в пользу того, что надо оставить Европе решать проблему Украины и ее конфликта с Россией. Согласно недавнему опросу Gallup, чуть менее половины республиканцев (47%) считают, что США делают «слишком много» для поддержки Украины. Среди демократов таких только 10%.
Что касается самого Трампа, если он будет выдвинут от партии, то его шансы победить Байдена не так уж высоки. По общенациональным опросам Байден опережает Трампа: 49% против 45%. При этом внутри Республиканской партии Трамп в гипотетическом соперничестве за выдвижение кандидатом пока опережает Десантиса на 14%. Выдвинутые недавно против Трампа уголовные обвинения, как и ожидалось, уже сказываются на его реноме. Почти половина американцев (48%) считают, что ему следует приостановить свою президентскую кампанию. Лишь 37-39% американцев положительно относятся к Трампу. Это ниже, чем уровень одобрения деятельности Байдена, — 44%.
Правда, лишь треть граждан США и менее половины членов даже в самой Демократической партии считают, что Байдену, которому на момент следующих выборов будет 82 года, нужно выдвигаться на новый срок. Тем не менее среди демократов у него явного преемника даже близко нет, и он считается незаменимым.