Станут ли российские маркетплейсы прозрачнее?
Российские маркетплейсы и корпорация МСП договорились создать системные правила работы на рынке интернет-торговли и поддержки малого бизнеса. Меморандум подписали Ozon, «Сбермегамаркет», Wildberries и «Яндекс Маркет». Поможет ли это избежать споров?
Читать на полной версииМаркетплейсы Ozon, «Сбермегамаркет», Wildberries и «Яндекс Маркет» обязуются создавать для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов взаимовыгодные условия партнерства, а также придерживаться принципов соразмерности взаимной ответственности. На платформе МСП.РФ будет специальный раздел для обращений от продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
Рассказывает генеральный директор корпорации МСП Александр Исаевич:
Александр Исаевич генеральный директор корпорации МСП «Самое главное, рынку онлайн-торговли надо дать возможность развиваться. Гигантский пласт приходится на онлайн-торговлю, и он будет только расти. Отдельным предметом обсуждения корпорации МСП с маркетплейсами в ближайшее время станут наиболее острые вопросы взаимодействия субъектов рынка электронной торговли. Один из основных — оферты, штрафы и санкции за несоблюдение правил работы с маркетплейсами. Меморандум — это закрепление наших договоренностей».
Как отметил Исаевич, маркетплейсы выразили готовность решать проблемы «совместно и по-партнерски».
Соглашение подписали четыре крупнейших игрока. Кому из них оно может быть выгоднее? Тут скорее речь не о конкуренции и выгодоприобретении, а об упорядочении рынка, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «В данном случае речь идет об эффективном использовании лучших практик. Речь идет только об этом. Понятно, что маркетплейсы тоже работают с точки зрения стандартизации и так далее. По большому счету маркетплейсы конкурируют за товар. В этом плане отношения с селлерами для них ключевой фокус».
Эксперты подчеркивают, что сейчас правила игры на рынке прозрачнее, чем год назад. Но новый меморандум вряд ли значительно улучшит ситуацию.
В марте между владельцами пунктов выдачи заказов Wildberries и самой компанией возник конфликт на фоне штрафов, с которыми не согласились владельцы пунктов. Ретейлер заблокировал несколько точек, но позже, после работы специально созданной согласительной комиссии, разблокировал. Пришлось задействовать Минтруд.
Как дела у ПВЗ после мартовской забастовки? Илья из Подмосковья подтверждает, что пока договоренности соблюдаются. Но лишние инструменты контроля не помешают:
«По всем нашим вопросам мы, как правило, оставались один на один с собой и не могли достучаться до компании Wildberries, чтобы объяснить им, что это неправильно, это надо исправить. Когда появилась данная инициатива с МСП, мы, конечно, ее поддержали и надеемся, что со временем будут выработаны общие механизмы и компания Wildberries, так же как и другие маркетплейсы, будет придерживаться данных стандартов. Это, я думаю, благотворно повлияет на работу в целом и принесет определенные плоды».
Эксперты говорят, что рынок пунктов выдачи заказов перегрет, их открывается очень много. При этом владельцам они все равно приносят ощутимую прибыль. Маркетплейсы субсидируют появление новых точек. Иногда предприниматели делают в одном зале пункт сразу для нескольких компаний. Это экономия на аренде и персонале. Но если маркетплейс узнает о таком совмещении, то оштрафует или просто отключит от франшизы. Так в том числе и возникают споры.