«Группа ГАЗ» не оставляет попыток отсудить деньги у концерна Volkswagen
Сумма нового иска, который был подан в Арбитражный суд Нижегородской области 7 апреля, превышает 28 млрд рублей. При этом по первому иску активы немецкого автоконцерна уже успели арестовать, а потом — снять арест
Читать на полной версииГорьковский автозавод подал иск в Арбитражный суд Нижегородской области к Volkswagen на 28,4 млрд рублей, следует из картотеки суда.
Еще в марте «Группа ГАЗ» подавала иск к немецкому концерну с требованием возместить ей 15,5 млрд рублей. В такую сумму группа оценила свои убытки за расторжение соглашения о контрактной сборке. Речь о договоре от 2011 года, когда «дочка» немецкого концерна «Фольксваген Груп Рус» и «Группа ГАЗ» договорились собирать Volkswagen и Skoda на нижегородском заводе. За десять лет там было собрано 52 тысячи автомобилей. Соглашение было рассчитано до 2025 года, но немцы в марте 2022-го приостановили работу. Сначала суд встал на сторону ГАЗа и арестовал активы Volkswagen. Представители концерна ответили, что их активы в России оцениваются в 47,5 млрд рублей, поэтому они могут выплатить деньги ГАЗу без ареста. Его и сняли.
Теперь же новый иск — почти на 28,5 млрд рублей. Речи о повторном аресте пока не идет, заседания по делу еще не назначено, стороны отказываются от комментариев. Что первая, что вторая суммы, заявленные ГАЗом, выглядят завышенными, считает автоэксперт Максим Кадаков:
Максим Кадаков автоэксперт «Когда компании договариваются о таком сотрудничестве, они договариваются играть вдолгую, и каждая компания вкладывается чем-то — оборудованием, сотрудниками и много еще чем, возможно, какими-то ноу-хау. Не зная всех внутренних договоренностей, сложно подсчитать вложенные деньги, упущенную выгоду. Очевидно, что речь идет о миллиардах рублей, 28 млрд рублей — это почти 0,5 млрд долларов, чуть меньше по нынешнему курсу, это приличные деньги. Чтобы удовлетворить иск в таком объеме, нужно иметь очень веские основания. Мне кажется, это сумма запредельная, потому что это огромные вложения, за такую сумму можно построить новый небольшой завод для производства 150-200 тысяч автомобилей в год».
Воспринимать иски ГАЗа к Volkswagen можно по-разному, говорят автоэксперты. Нельзя не заметить, что первый поставил на паузу переговоры Volkswagen с потенциальными покупателями его активов, среди которых самым явным претендентом, по сообщениям СМИ, был автодилер «Авилон». Он планировал запустить на завод китайцев из FAW. В российском представительстве Volkswagen прямо говорили, что были удивлены получением иска от давнего партнера. Возможно, это была попытка повлиять на эту сделку. Также может быть, что ГАЗ хочет получить хоть какие-то деньги, пока немцы Россию окончательно не покинули. Однако точно рассчитать размер упущенной выгоды в условиях современного российского авторынка вряд ли возможно. Поэтому с этими исками столько странностей, говорит автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
После снятия ареста с активов Volkswagen по первому иску стороны сделали краткие заявления. Представители «Группы ГАЗ» сообщили, что коллектив разочарован решением суда об отмене обеспечительных мер и надеется, что правительство России не позволит немцам уйти из страны без возврата средств. Volkswagen же подтвердил, что намерен продать свою долю российскому инвестору и подаст заявку на одобрение этой сделки. Завод в Калуге, сотрудники которого простаивают и получают две трети зарплаты уже больше года, в эту долю также входит.
На фоне новостей о новом иске к Volkswagen акции ГАЗа на Мосбирже в моменте росли почти на 12%. На пике бумаги группы торговались на уровне 826 рублей за штуку.