Обновлено 14 апреля в 10:07

В столице есть проект, который так и называется «Московский постамат». Как отмечают в мэрии, в течение ближайших лет будет развернута полноценная сеть из 10 тысяч устройств. Через них можно получать и возвращать товары из магазинов и маркетплейсов. В перспективе обещают подключение бытовых услуг — например, чтобы отправить вещи в химчистку.

К сети московских постаматов уже подключаются разные торговые площадки, например «Яндекс.Маркет», утверждают на официальном сайте мэра Москвы. В рамках реализации проекта утвержден порядок размещения постаматов в местах общего пользования или на прилегающих к ним территориях на основании решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме. Передача данных помещений или территорий может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Зачем постамат в пятиэтажке? Жители Москвы рассказали Business FM, как обнаружили в доме непрошенное оборудование. Слушатель Business FM Клим Лихачев из Донского района столицы и его соседи возмущены. По их словам, они получили уведомление: назначено собрание жильцов. Вопрос в повестке — безвозмездная передача помещения одного из подъездов под установку постамата. Помещение находится в общей долевой собственности. Клим утверждает, что ни ему, ни его соседям этот аппарат для посылок не нужен. Поблизости уже есть три постамата разных маркетплейсов. Кроме того, местным жителям зачем-то предложили заключить договор, который вдвое увеличивает выплаты за «закрывающее устройство» в подъезде.

По словам собеседника Business FM, на заявленное собрание не явились даже его формальные инициаторы. И оно точно не должно иметь никакой юридической силы. Да и вообще, устроить собрание собственников по всем правилам сейчас очень трудно. Многие сдают квартиры и не живут по месту регистрации. А с 1 марта в России вообще закрыты для общего доступа личные данные владельцев недвижимости. Из комментария пресс-службы проекта «Московский постамат» следует, что информация о размещении постамата в пятиэтажном доме не соответствует действительности. В малоэтажных домах с малогабаритными подъездами постаматы устанавливать нецелесообразно, подчеркнули в пресс-службе.

В подобных случаях устройства размещаются на придомовой территории (например, рядом с остановками общественного транспорта). Но, если кому-то очень хочется все-таки установить у себя в пятиэтажке постамат, нужно убедиться, что он соответствует техническим и технологическим требованиям.

Почему же не всем нравятся постаматы в подъездах? Вот что говорит Клим Лихачев: «Что еще нас беспокоит во всей этой ситуации, помимо того, что все за наш счет и при этом без нашего ведома, — это нарушает комфорт, безопасность проживания в доме. У нас пятиэтажка, это вообще никак экономически не обосновано: размещать постамат в подъезде, где расположены 15 квартир. Более того, размещение постамата в подъезде жилого многоквартирного дома превращает место размещения постамата в проходной двор».

В пресс-службе проекта нас уверили, что постаматом, размещенным в подъезде жилого дома, могут пользоваться только жители подъезда, в котором установлен постамат. Более того, расходы на установку, обслуживание и эксплуатацию постамата, включая потребляемую им электроэнергию, полностью ложатся на сторону, разместившую постамат.

Также нам сообщили, что жители более 200 московских домов уже хотят иметь такой постамат в подъезде и подали заявки на установку через mos.ru. На основе этих заявок проводится апробирование устройств в подъездах, откуда они поступили. Постамат устанавливается временно, для ознакомления, в преддверии очередного общего собрания собственников, где они могут принять совместное решение: оставить постамат или нет.

Несомненно, решение может быть принято объективно только при наличии личного опыта, который можно сформировать именно в тестовый период — ведь не все москвичи знают об этом способе доставки и умеют им пользоваться. При подаче заявки на установку постамата в подъезде на сайте проекта жители несколько раз информируются о необходимости впоследствии коллективного решения на общем собрании собственников многоквартирного дома со ссылкой на «Порядок размещения постаматов в местах общего пользования или на прилегающих к ним территориях на основании решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме».

Так нужен постамат москвичам в подъезде собственного дома ли нет? С одной стороны, вещь полезная, если смотреть на идею в целом. С развитием электронной коммерции и ростом числа людей, делающих покупки онлайн, наличие постамата в подъезде — отличный способ и время сэкономить на походы в ПВЗ, и снизить личный контакт с многочисленными курьерами. С другой стороны, если человек не пользуется такими сервисами, ему будет сложно понять, зачем в подъезде ставят какой-то металлический шкаф, даже если он малогабаритный. Именно поэтому в домах, откуда поступили заявки и жители не против изучения «нового агрегата» (в ином случае его просто не устанавливают или демонтируют после поступления просьбы через управляющую компанию), жителей информируют о том, что устройство устанавливается на ограниченный период времени, и размещают разъяснительные материалы о том, как им пользоваться. Из них жители также могут узнать о продолжительности периода тестирования (несколько месяцев), здесь же обозначена необходимость принятия решения об установке постамата в постоянное пользование на очередном общем собрании жителей многоквартирного дома.

Людям без опыта онлайн-заказов дается инструкция по оформлению заказа через «Яндекс.Маркет» для получения доставки в постамат. Как рассказал Клим Лихачев, в том же Донском районе уже был случай: в доме неожиданно, буквально за одну ночь, появился постамат. Жильцы направили жалобы. От Мосжилинспекции пришел однозначный ответ: установка незаконна. Ведь такое решение возможно, только если этого захотят две трети собственников квартир. После этого постамат так же неожиданно исчез.

На фоне развития инициативы мэрии с рынка уходит сервис PickPoint. У него тысячи постаматов по всей стране. СМИ называют причиной такого решения финансовые сложности из-за ухода западных ретейлеров. Что же делать, если без вашего спроса в подъезде появился постамат? Возможно, есть смысл узнать побольше о проекте, чтобы составить о нем свое мнение и подумать, может ли мне быть такая вещь полезна.

Вот что говорит Ирина Иваницкая, которая проживает на Долгопрудной аллее (СВАО):


«В нашем районе ПВЗ достаточно много, но от моего дома идти прилично до любого из них. Я была бы не против постамата в подъезде, особенно если заказы можно получить из нескольких магазинов. Я часто пользуюсь «Яндекс.Маркетом», «Озоном», было бы удобно получать все как в почтовом ящике. Курьерскую доставку заказываю редко, обычно получаю все через пункт выдачи или постамат в торговом центре, но до него тоже придется прогуляться, а с работы это не очень по пути. Мне кажется, если бы у нас поставили (только не очень большой) постамат, это было бы удобно. Курьеры как ходили, так и будут ходить, только не по всему дому. Вариант, по-моему, очень практичный и современный. Если люди уже пользуются постаматами, то, на мой взгляд, они бы не были против иметь такой в своем подъезде, особенно если он только для тех, кто в нем живет».

Сам по себе постамат в подъезде — это удобно, признается президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов:

Александр Иванов президент Национальной ассоциации дистанционной торговли «Идея сама по себе хороша. А особенно хороша в той ситуации, когда рынок растет. Пока мы о нашем рынке этого сказать не можем. Сейчас рынок стагнирующий: насколько эта идея экономически хороша — вызывает сомнения определенные. Поскольку этим занимается не коммерческая компания, а компания, которая просто осваивает бюджеты, мы еще столкнемся, наверное, с историей, где постамат на каждые 15 квартир, на каждые две квартиры и так далее».

Клим Лихачев и его соседи направляли жалобы. Это верная тактика, говорит председатель Жилищного союза Москвы, юрист, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин:

Константин Крохин председатель Жилищного союза Москвы, юрист, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России «Для того чтобы ввести какой-то порядок, ограничение пользования или передать в аренду сторонним предпринимателям и иным организациям, в том числе государственным, таким как ГБУ «Жилищник», необходимо, чтобы на собрании проголосовали за такую передачу более двух третей собственников помещений многоквартирного дома. В отсутствие решений общего собрания любое распоряжение по использованию общего имущества является незаконным, это, по сути, незаконное предпринимательство. И не важно, занимается этим государственное бюджетное учреждение города Москвы или какие-то коммерсанты, индивидуальные предприниматели и так далее».

Уточнение: чтобы установить постамат в подъезде в постоянное пользование, нужно провести общее собрание собственников в рамках очередного ОСС в очной форме или в электронном формате при помощи платформы «Электронный дом». В ОСС должны принять участие собственники или их представители, обладающие более 50% голосов, а положительное решение должно быть одобрено не менее чем двумя третями участников собрания. (Просто формулировка о принятии решения двумя третями голосов не совсем корректна.)

ЖК РФ:

  • Ст. 45. ОСС считается правомочным если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие более 50% голосов.
  • Ст. 46. Решение о заключении договора аренды принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Если жалобы проигнорируют, у жильцов есть все основания обращаться в суд. Как отмечают специалисты, закон в этом случае полностью на их стороне.