Особенности китайской дипломатии. Комментарий Георгия Бовта
Китай проводит запланированные трехдневные военные учения возле Тайваня и оказал демонстративно различный прием в Пекине президенту Франции Макрону и главе ЕК фон дер Ляйен. Курс на попытки расколоть Америку и Евросоюз будет Пекином продолжен, считает политолог
Читать на полной версииНародно-освободительная армия Китая (НОАК) с 8 по 10 апреля проводит военные учения в районе острова Тайвань. Они сводятся к морскому патрулированию вокруг Тайваня, а также к определенным действиям в воздушном пространстве. Это стало ответом на состоявшуюся встречу в Калифорнии спикера палаты представителей американского конгресса Кевина Маккарти с главой тайваньской администрации Цай Инвэнь, которая находилась в США проездом. Также на Тайване побывала делегация американских конгрессменов от обеих партий. Насколько острым может быть нынешнее американо-китайское обострение?
Военные учения вокруг «мятежной провинции» носят, судя по китайским меркам, более ограниченный характер, чем это было в прошлом году в ответ на визит на остров тогдашнего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси. Задействовано семь десятков самолетов и с десяток кораблей. Военные игры были взвешены еще и на других дипломатических весах: они начались уже после того, как из Китая отбыли находившиеся там с визитом президент Франции Эммануэль Макрон и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Впрочем, и США взяли на сей раз не самую высокую из возможных «нот» в эскалации. На остров высадилась делегация все же рангом чуть пониже, чем в прошлый раз: во главе с председателем комитета по иностранным делам палаты представителей республиканцем Майклом Макколом.
Правда, Маккол успел заявить, что в случае «агрессии» со стороны Пекина конгресс может одобрить отправку на остров американских войск. Но это, как говорится, может одобрить, а может и не одобрить. Нынешний договор о взаимной безопасности между США и Тайванем, в отличие от предыдущего, не предполагает автоматического вступления Америки в конфликт. Байден и сам несколько раз высказывался на эту тему — и всякий раз лишь в том смысле, что, мол, вопрос будет рассмотрен. Можно с уверенностью утверждать, что американские политики столь смелы в своих рассуждениях лишь потому, что они уверены, что Пекин не собирается пока осуществлять «специальную военную операцию» против Тайваня, а посему Америке и не грозит непосредственное столкновение с Народно-освободительной армией Китая. И дабы лишний раз не дергать «китайского дракона» за хвост, США не держат на территории острова сколь-либо значительный воинский контингент. Их военное присутствие сводится к 26 инструкторам.
Прием главы тайваньской администрации Цай Инвэнь спикером палаты представителей Кевином Маккарти в Калифорнии тоже был по американским меркам деликатно срежиссирован. Она находилась в США как бы транзитом, прием имел не вполне формальный характер — в мемориальной библиотеке Рональда Рейгана. Цай Инвэнь не удостоил никаким почтением президент Байден. С другой стороны, спикер палаты представителей — третий в очереди на президентский пост в случае форс-мажора. И это была первая встреча на территории США спикера с главой администрации Тайваня с момента разрыва Вашингтоном дипотношений с Тайбэем в 1979 году.
На фоне всех этих событий проступают некоторые нюансы американского и европейского подходов в отношениях с КНР. Так, Вашингтон в последнее время демонстрирует жесткость в отношениях с КНР, временами прибегая к санкциям. Из последних, весьма знаковых, стали ограничения на продажу Китаю новейших чипов, а также оборудования для их производства, на каковое имеется фактически монополия у США и Нидерландов. А вот «двойной визит» Макрона и фон дер Ляйен стал относительно продуктивным как раз по части оживления экономического сотрудничества, причем именно благодаря Макрону.
Вопреки мнению Вашингтона, что сейчас, когда Китай поддерживает Россию, попавшую под всевозможные санкции, не время расширять экономическое взаимодействие с КНР, Макрон привез с собой внушительную бизнес-делегацию. Из знаковых подписанных соглашений выделяется сделка на поставку Францией Китаю 160 самолетов Airbus и нескольких десятков вертолетов, а также о расширении действующего с 2008 года сборочного завода Airbus в Тяньцзине, благодаря чему к 2026 году он начнет выпускать до 75 самолетов в месяц.
В свою очередь, глава Еврокомиссии, которая не была удостоена отдельной аудиенции у Си Цзиньпина, олицетворяла жесткую, проамериканскую линию. В том числе позволив себе несколько раздражающих Пекин замечаний относительно недопустимости менять ситуацию вокруг Тайваня силовым путем. Конструктивный подход Макрона был встречен в жестко цензурируемой китайской блогосфере очень тепло. А вот госпожу фон дер Ляйен один китайский провластный блогер охарактеризовал как «злыдню». «Фон дер Ляйен — немка, но она очень даже американка, — указывал этот автор. — Она не только живет в США, но и ее муж и семеро детей являются американскими гражданами, что делает ее настоящим выразителем интересов США».
На самом деле, блогер чуток привирает: фон дер Ляйен, будучи доктором медицины, жила в США в 1990-х лишь четыре года, когда ее муж, тоже медик, преподавал в Стэнфорде в Калифорнии. А из семерых их детей в США родились и, стало быть, являются гражданами Америки по рождению лишь двое. Однако такие нюансы для китайской тонкой дипломатии вторичны. Она даже если «ошибается», то в ту сторону, которую на текущий момент партия считает правильной. Судя по всему, курс на попытки расколоть Америку и Евросоюз будет Пекином продолжен. Более прямолинейная дипломатия администрации Байдена тут скорее пока проигрывает.