Сотрудники Tesla годами обменивались видеозаписями с камер на автомобилях владельцев электрокаров. Последние подали на компанию в суд. Как пишет Reuters, работники офисов Tesla, имевшие доступ к записям, делали из них мемы, рассылали друг другу смешные моменты из жизни водителей и даже по местности устанавливали, где они живут. Владельцы машин считают это вторжением в частную жизнь.

По словам экс-работников, с 2016 года компания нанимает людей для обучения беспилотных автомобилей распознавать пешеходов, уличные знаки, строительную технику и другие объекты. Для этого предметы нужно маркировать вручную. Поэтому специалистам дали доступ к тысячам видео или изображений, записанных автомобильными камерами, которые они могут просматривать.

Несколько бывших сотрудников Tesla рассказали Reuters, что они регулярно обменивались видео с камер автомобилей клиентов с 2019-го по 2022 год. Агентство не смогло выяснить, продолжается ли такая практика до сих пор.

Среди видео, предоставленных Reuters, немало таких, которые ставят клиентов в неловкое положение, — например, есть запись, на которой мужчина приближается к автомобилю совершенно голый. На другом видео водитель Tesla на огромной скорости сбил ребенка на велосипеде — через личные чаты ролик распространился по офису «как лесной пожар», рассказал один из источников.

Другие изображения были более безобидными, например фотографии собак и забавные дорожные знаки, которые сотрудники превращали в мемы, добавляя к ним забавные подписи.

Машины снимали видео, даже когда они выключены. В распоряжении специалистов по обработке данных была масса записей из гаражей клиентов. Причем с привязкой к геолокации — по ним легко было определить, где человек живет. Так, три года назад один из электромобилей заснял в гараже странную подводную лодку. Оказалось, что это подлодка из фильма про Бонда «Шпион, который меня любил» 1977 года. Так в Tesla поняли, что следят за главой компании Илоном Маском, ведь он купил ее несколько лет назад.

После публикации Reuters в окружной суд США в Калифорнии поступил иск от жителя Сан-Франциско Генри Йе. Заявитель от имени себя и других владельцев и арендаторов Tesla просит суд «запретить компании совершать неправомерные действия, в том числе нарушать частную жизнь клиентов и других лиц, а также взыскать с компании реальный ущерб и штраф».

В компании на запросы Reuters не ответили. И вряд ли Tesla раскается, считает гендиректор «Электромобили+» Олег Тимашев:

— Эта машина собирает сведения об их передвижении, собирает сведения о состоянии дорог по тем маршрутам, по которым ездит владелец и так далее. За счет датчиков, которые расположены на машине, можно собирать очень много информации, вплоть до того, что можно по всему миру отслеживать в реальном времени погоду. Анализы батареи машины свидетельствуют о том, какая температура была.

— То есть, грубо говоря, если я вдруг иду покупать, компания говорит, что там встроенные видеокамеры?

— Tesla об этом ничего не будет говорить. Она же не будет говорить, что мы отслеживаем. Они говорят, что это очень надежно, что мы каждому владельцу Tesla можем в любой момент помочь, что все это отслеживается и все проблемы они максимально решают. Это правда, если Tesla эксплуатируется где-то в США или, может быть, в Европе. В России, так как нет официальных данных, то это игра в одни ворота, потому что здесь может автомобиль иногда работать некорректно.

— Кстати, судя по этой истории, как вы думаете, что ответит компания и что значит запретить?

— Может быть, они сделают так, что эта информация будет принадлежать только владельцам автомобиля и только производителю автомобиля Tesla. Покупаешь Tesla и заключаешь такой договор. Либо они скажут, что мы все отключаем, ничего не отслеживается в ней, ничего не пишется где-то там на серверах и так далее. И тогда уже рассчитывать только на честность компании.

С Tesla не первый год борятся в Китае. В 2021 году местные военные запретили автомобилям Tesla въезжать в свои объекты даже по пропуску, потому что на электромобилях установлены камеры. Прошлым летом то же Reuters сообщало, что электрокарам компании Маска на целых два месяца ограничили въезд в курортный город Бэй-дай-хэ, где проходил летний съезд высокопоставленных чиновников.