Как определить, сколько вы стоите на рынке труда
Большинство амбициозных белых воротничков измеряют свой успех размером годового дохода. Как писал Экзюпери, взрослые любят цифры. Поэтому второй по популярности вопрос к хедхантеру после «Что происходит на рынке труда?» — вопрос о деньгах: «Как и где зарабатывать больше?» Как определить свою стоимость на рынке труда, где точки роста, каков алгоритм?
Читать на полной версии1. Оперируйте понятием «годовой доход», куда входят бонусы, а также оперируйте понятием «компенсационные ожидания», которые могут отличаться от текущей зарплаты. Если вас переманивают, это сильная переговорная позиция, можно торговаться. Если вы сами выходите на рынок труда, можно претендовать на схожий доход. Если вы без работы несколько месяцев после продолжительного стажа, перерыв не повлияет на стоимость.
2. Бонус, привязанный к KPI, — это значительная часть дохода. Но у многих нет зафиксированных показателей эффективности, поэтому получается голый оклад, а премия зависит от волевого решения собственника. Многое, конечно, зависит от принятой политики по выплатам бонусов, но важнее — ваш вклад в бизнес.
3. Собирайте информацию перед каждой встречей, влияющей на карьеру. Осведомленность и дерзость хорошо рифмуются. Вы знаете, например, какой опыт у человека, который будет вас собеседовать? А про систему грейдов в компании, куда вы собираетесь на встречу, вам что-то известно? А сколько зарабатывают ваши коллеги из конкурирующих компаний? Из пула кандидатов на любую позицию всегда есть тот, кто себя недооценивает и переоценивает. Вашим конкурентным преимуществом должна быть информированность и адекватность.
4. Выгодная публичность. Легко заметные в рейтингах и на конференциях профессионалы получают больше предложений. И, как следствие, у них сильная переговорная позиция. Это позволяет получать зарплату выше рынка. Некоторые иностранные компании не разрешают топ-менеджерам «светиться», выступать и вести блоги. Если ограничений у вас нет — используйте этот повышающий коэффициент. «Хорошо, если сотрудник использует публичность на благо компании: публикует вакансии и рассказывает про бизнес, но бывает иначе. Бывали и случаи, когда комментарии сотрудника для СМИ противоречили позиции акционера. Получилось, что желание засветиться оказывалось важнее лояльности компании», — рассказала основатель агентства персонального брендинга «Космос-4» Надежда Кобина.
5. Сам по себе факт публичности без умения вести переговоры не сработает. Важно уметь отстаивать свои интересы, команду, бюджеты, новые проекты, договариваться со смежными подразделениями и партнерами. Почему в школе не преподают искусство переговоров, если «дорога к успеху в быту или в профессиональной деятельности вымощена разговорами», как говорил Ларри Кинг? Сколько книг по переговорам вы прочитали? А сколько раз вы инициировали разговор о зарплате и бонусах?
6. Фокус внимания на деньгах играет важную роль. Хорошо зарабатывают те, кто думают о деньгах. А если вам тяжело даются разговоры на эту тему, вы ее сознательно обходите или считаете, что никогда и ничего не надо просить у тех, кто сильнее, по заповедям Булгакова, то я вам на это отвечу: «Сами не предложат». Ну разве что в качестве контроффера, чтобы удержать.
7 Подведем итог: на доходы, конечно, влияет множество факторов. Когда собираешь аналитику рынка зарплат, то видишь катастрофический разрыв между минимальным и максимальным уровнем доходов на схожих позициях. И невольно задаешься вопросом: «Почему?» Кто-то скажет, что все дело в уникальности опыта, — и будет прав. Где-то вопрос и в индустрии, которая традиционно отличается от других по зарплатам. И все же иногда кажется, что это премия за лояльность и уверенность, красноречие и настойчивость, решительность и готовность брать ответственность.